ROSEZ.RU - Российские особые экономические зоны
Иван Михайлович Бортник

31 мая 2006 г.

Иван Михайлович Бортник: Председатель экспертной комиссии по технико-внедренческим зонам Минэкономразвития РФ - "Специализировать жестко наши зоны - значит отсечь возможности для более интенсивного развития ряду других направлений"


- Иван Михайлович, каковы, по-вашему, перспективы технико-внедренческих зон (ТВЗ)? Как вы оцениваете качество рассмотренных советом заявок от потенциальных резидентов ТВЗ?


- О перспективах ТВЗ я могу сказать лишь следующее: все зависит от нас самих. Правительство создало льготные условия в ОЭЗ, грех ими не воспользоваться.

Сейчас сложно оценивать намерения резидентов и качество реализуемого ими инновационного потенциала - в России пока есть всего один резидент ТВЗ в Томске. Это "Томскнефтехим" с проектом производства катализаторов полимеризации так называемого сверхмолекулярного полиэтилена. Этот проект, как предполагается, позволит России избавиться от "катализаторной зависимости" - для такого рода производств наших катализаторов сегодня практически нет. Остальные проекты комментировать рано. Дело в том, что для компаний пока нет смысла торопиться со статусом резидента ОЭЗ, когда еще нет возможности располагать производство в самой зоне. Хотя процесс создания технико-внедренческих зон развивается очень быстро, площади, которые можно было бы сдавать в аренду предприятиям-резидентам, в большинстве случаев еще не построены. "Томскнефтехиму" проще - он будет располагаться в ОЭЗ на своих собственных площадях. Надо просто поскорее успеть создать в ТВЗ промышленные площадки, тогда можно говорить о том, кто в них придет или не придет.

- По словам главы РосОЭЗ Юрия Жданова, к концу 2007 года 40-50% территории зон будет застроено...

- Цифра не то чтобы слишком пессимистична, но некоторые площади в ОЭЗ надо постараться построить в конце 2006 - начале 2007 года. Это приоритетная задача. Я знаю, что в Зеленоградской ОЭЗ в этом смысле ситуация чуть легче, чем в других ТВЗ - там уже есть промплощадки, они были созданы раньше, там для предприятий уже есть возможность становится резидентами зоны, и они уже сейчас будут подавать заявки на статус резидента. Близкая ситуация в Санкт-Петербурге, там хотели часть площадей для резидентов ОЭЗ подготовить уже осенью 2006 года, но, похоже, это случится в конце 2006 года, может быть, в начале 2007 года.

- Вы могли бы рассказать, с какими проектами обычно приходят компании в технико-внедренческие зоны?

- Например, питерская компания "Транзас", чья продукция сегодня поставляется по всему миру (это навигационное оборудование). Достаточно часто в резиденты ОЭЗ стремятся российские инновационные компании, которые вытеснили зарубежных игроков как минимум с отечественного рынка и удерживают позиции на мировом, но объем их производств, как правило, невысок, и их задача в ОЭЗ - существенно увеличить объемы производимой ими высокотехнологичной продукции.

- А как вы относитесь к идеологии так называемой мягкой специализации зон, принятой в практике российских ОЭЗ?

- Специализация ТВЗ в России действительно мягкая, жесткой специализации зон на определенном виде производств не практикуется. Но есть и другие мнения по этому вопросу и в России - возможно, желательна была бы и более узкая специализация ТВЗ. Так, во Франции принята гораздо более узкая специализация таких центров конкурентоспособности. Но во Франции их 66, а у нас пока еще только 4. Специализировать жестко наши зоны - значит отсечь возможности для более интенсивного развития целому ряду других направлений. В каждой зоне, как мне представляется, будут развиваться и профильное направление, и "свободные".

- По-вашему, уже сейчас можно определить недостатки закона об ОЭЗ?

- Закон сознательно оставляет возможность определения ряда параметров ОЭЗ, которые надо опробовать на практике и лишь затем фиксировать. Но это, с моей точки зрения, не недостаток, а правильная стратегия. Можно было ждать совершенного закона об ОЭЗ еще долго и так же долго преодолевать позицию скептиков. Просто надо накапливать опыт и дополнять закон по мере его поступления. Я думаю, в конце этого года РосОЭЗ выйдет в установленном порядке с законодательной инициативой по изменениям в соответствующем законе - уже накапливается целый ряд необходимых изменений. Более того, все еще идет работа вокруг основных нормативных документов, регулирующих работу ОЭЗ. Даже в действующем законе многие вопросы (например, принцип одного окна при регистрации резидентов ОЭЗ) не доработаны до технологии.

- Что еще, по-вашему, мешает развиваться зонам?

- Вопросов много даже на стадии организации строительства ТВЗ, организации финансирования строительства. Есть проблемы согласования проектной документации по ОЭЗ. Действующий порядок согласований таких проектов не слишком эффективен. Когда я, как резидент, прихожу в ТВЗ, я рассчитываю решать вопросы в одном месте - в администрации ТВЗ, у них же получать все согласования. В противном случае вместо реализации своего проекта я буду вынужден бегать за согласованием в десяток ведомств. В ОЭЗ должны быть созданы "зеленые коридоры" для согласований и регистрации проектов, иначе резиденты будут спрашивать: "Ребята, что это вы создали за свободную экономическую зону?"

Алексей Шаповалов

Источник - Коммерсантъ, 25.05.2006г.