ROSEZ.RU - Российские особые экономические зоны
Юрий Николаевич Жданов

7 июня 2006 г.

Юрий Николаевич Жданов Руководитель Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами - "Сейчас необходимо максимально эффективно использовать все возможности для скорейшего создания условий для начала деятельности предпринимателей в ОЭЗ"


     В начале своего выступления хочу подчеркнуть, что мы наблюдаем все больший рост интереса европейских государств к процессу создания ОЭЗ в России.

О сотрудничестве РосОЭЗ деловыми кругами Франции


     Особо хочу отметить, что Агентством возлагаются большие надежды на развитие и укрепление сотрудничества с деловыми кругами Франции. Ознакомление с опытом создания кластеров во Франции играет значительную роль в формировании повестки дня создания особых экономических зон в России. Специалисты Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами провели ряд значимых встреч с представителями Франции. Положительный эффект в установлении связей с Францией оказало участие в международном салоне недвижимости MIPIM-2006, налажены позитивные контакты в Посольстве Франции в России. Также нельзя не отметить продуктивную ознакомительную поездку торгового советника Франции, г-на Филиппа Вуари, в Томск - город, где 26 апреля 2006 года была открыта первая в Российской Федерации особая экономическая зона технико-внедренческого типа.
     Процессу создания особых экономических зон в России уделяет особое внимание Президент Российской Федерации В.В.Путин, отметивший в своем ежегодном Послании Федеральному Собранию Российской Федерации и Бюджетном Послании Федеральному Собранию Российской Федерации "О бюджетной политике в 2007 году" необходимость "использования механизмов промышленно-производственных, технико-внедренческих и туристско-рекреационных особых экономических зон, технопарков в сфере высоких технологий, Инвестиционного Фонда в целях расширения частных инвестиций."

О текущем положении проекта создания особых экономических зон в Российской Федерации, возможностях и перспективах их дальнейшего развития


     С момента вступления в силу Федерального закона от 22 июля 2005г. "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и Федеральным агентством по управлению особыми экономическими зонами было разработано более 27 нормативных правовых актов, направленных на реализацию положений закона.
     Проведена работа по отбору заявок на создание особых экономических зон на территории субъектов Российской Федерации. Всего в ходе конкурса, проведенного в 2005 году из 71 поступившей заявки, конкурсными комиссиями было отобрано шесть проектов, наиболее полно отвечающих целям создания особых экономических зон.
     По результатам проведенного отбора Правительством Российской Федерации было принято решение о создании на территории субъектов Российской Федерации шести особых экономических зон, в том числе двух ОЭЗ промышленно-производственного типа (Республика Татарстан и г. Липецк) и четырех - технико-внедренческого типа (г. Москва(Зеленоград), Санкт-Петербург, Дубна, Томск). Подробнее на вопросах создания и функционирования ОЭЗ этих двух типов остановятся мои коллеги по Агентству: Валерий Елисеев и Александр Коруков.
     В целях обеспечения единства, непрерывности и высокой эффективности управления процессом создания и функционирования ОЭЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2006 года № 211 создано открытое акционерное общество "Особые экономические зоны" (далее - ОАО "ОЭЗ"), 100% акций которого находятся в государственной собственности. В состав Совета директоров созданного акционерного общества вошли представители заинтересованных российских министерств и ведомств (Минэкономразвития России, Минфина России, Минпромэнерго России и Минобрнауки России). Данное акционерное общество 27 апреля 2006г. зарегистрировано в качестве юридического лица.
     Принципы, заложенные в Устав ОАО "ОЭЗ", позволят реализовать прозрачные и современные методы управления ОЭЗ, на деле осуществлять хозяйственные функции в рамках "одного окна". Такая модель управления позволит оптимизировать выполнение запланированных мероприятий и в ограниченные сроки освоить значительные объемы капитальных вложений в создание инфраструктуры ОЭЗ.
     В настоящее время объявлен конкурс на выполнение проектно-изыскательских работ по объектам особых экономических зон в г. Томске, г. Дубне Московской области и Зеленоградском административном округе г. Москвы. В ближайшее время аналогичные конкурсы будут объявлены и в других ОЭЗ.
     В 2007 году мы планируем завершить основные работы по созданию инфраструктуры ОЭЗ: инженерных сетей, включая информационно-телекоммуникационные сети, а также транспортных коммуникаций. Одновременно предусматривается регистрация в ОЭЗ резидентов-инвесторов.
     В настоящее время проводятся мероприятия, направленные на ускорение процесса создания объектов инфраструктуры особых экономических зон, призванные способствовать привлечению как отечественных, так и иностранных инвестиций в ОЭЗ, прежде всего, крупных резидентов, в том числе лидеров мирового бизнеса с известными брэндами. В настоящее время Минэкономразвития России и РосОЭЗ активно ведут переговоры в этом направлении, достигнуты первые серьезные результаты.
     В частности, в январе 2006 года в рамках экономического форума в Давосе проведены переговоры с руководством компаний "Боинг", "Хьюлетт-Паккард", "Бомбардье Инк.", "Сименс", "Шеврон", "Cisco", "Интел", "Юнилевер" для предоставления информации о возможностях инвестирования в Россию и привлечения мировых производителей в качестве резидентов в особые экономические зоны.
     В ходе проведения в марте с.г. во Франции Международной выставки коммерческой недвижимости MIPIM-2006 представители Минэкономразвития России, РосОЭЗ и главы администраций субъектов Российской Федерации приняли участие в конференции на тему: "Инвестиции в недвижимость России: регионы на подъеме". Состоялся визит делегации в научный центр Sophia Antipolis, где стороны обменялись информацией no развитию и внедрению современных высоких технологий в различные отрасли экономики и достигли договоренности о продолжении сотрудничества.
     Подписаны важные международные документы: меморандумы о сотрудничестве с Комитетом по развитию международной торговли Сингапура, с Министерством промышленности и торговли Чешской республики, с Министерством коммерции КНР, с Организацией объединенных наций по промышленному развитию (ЮНИДО). Готовится к подписанию Протокол о сотрудничестве с Корейским агентством содействия торговле и инвестициям.
     Активно ведется взаимодействие с Германией: так в ноябре 2005 г. делегация РосОЭЗ приняла участие в "Днях российской экономики во Франкфурте-на-Майне 2005". В ходе пребывания в Германии проведены переговоры с заинтересованными германскими фирмами и банками.
     В апреле 2006 года по приглашению руководства Восточного комитета немецкой экономики делегация РосОЭЗ приняла участие в семинаре по вопросам создания и функционирования ОЭЗ в Российской Федерации. В рамках визита проведены рабочие встречи с фирмами KPMG, "Сименс АГ". Аналогичные контакты установлены с ведущими компаниями Швейцарии, Дании и других европейских стран.
     Все это свидетельствует о постоянно растущем интересе к особым экономическим зонам со стороны зарубежных государств, представителей деловых кругов, промышленников и предпринимателей, а также потенциальных инвесторов в ОЭЗ.
     Сейчас необходимо максимально эффективно использовать все возможности для скорейшего создания условий для начала деятельности предпринимателей в ОЭЗ. Консолидация в этом направлении государственных и частных средств может существенно ускорить запуск новых бизнесов. На начальном этапе создания ОЭЗ особенно важно, рассматривая вопрос о предоставлении заявителю статуса резидента, оценить соответствие условий ведения производственной и технико-внедренческой деятельности представленному бизнес-плану, экспертизу которого будут проводить две группы экспертов: специалисты в предметной области и экономисты.
     Хочу отметить, что потенциальные зарубежные инвесторы с каждым днем проявляют все больший интерес к возможностям вкладывать ресурсы в создающиеся особые экономические зоны.
     Проведенный недавно в Москве Первый Международный Форум "Особые экономические зоны Российской Федерации. Инвестиционный фонд России" показал большой интерес к тем процессам, которые происходят сейчас в области создания особых экономических зон в России, со стороны представителей зарубежных деловых кругов, промышленников и предпринимателей, а также крупных компаний - потенциальных резидентов Российских ОЭЗ.
     Форум посетили более 100 представителей зарубежных государств, причем как официальные лица, так и представители бизнес-структур, крупных зарубежных компаний, которые заинтересованы принимать участие в создании ОЭЗ в России.
     Кроме того, Агентством подписаны соглашения о сотрудничестве с заинтересованными российскими организациями, банками и федеральными органами исполнительной власти, в том числе с Российским Союзом промышленников и предпринимателей (работодателей), с Торгово-промышленной палатой Российской Федерации, с Банком внешнеэкономической деятельности СССР (Внешэкономбанком), С Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, с Федеральным агентством по атомной энергии.
     Для этого РосОЭЗ постаралось обеспечить действительно высокий уровень экспертизы. В работе Экспертного совета по технико-внедренческим зонам (далее - Экспертный совет) участвуют видные российские ученые. Для проведения экспертизы бизнес-планов также создаются экспертные группы, включающие специалистов в предметной области и экономистов. На Экспертном совете в апреле 2006 г. приняты важные решения, в соответствии с которыми:
     начата работа с заявками на ведение технико-внедренческой деятельности во взаимной увязке с разрабатываемыми проектно-сметной документацией и проектами планировки ОЭЗ;
     статус резидента ОЭЗ предоставляется до момента создания инфраструктуры технико-внедренческих зон, коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, которые в бизнес-плане предусматривают инвестиции в строительство зданий и сооружений, необходимых для ведения технико-внедренческой деятельности.

Об особой экономической зоне в Томске


     26 апреля в г. Томске состоялось открытие первой в Российской Федерации особой экономической технико-внедренческого типа. Церемонию открытия посетил Президент Российской Федерации В.В. Путин, который ознакомился с экспозицией выставки-презентации компаний, желающих стать резидентами ОЭЗ, внедряющих информационно-коммуникационные и электронные технологии, технологии производства новых материалов и нанотехнологии.
     Кроме того, Президент Российской Федерации В.В. Путин вручил свидетельство первому резиденту ОЭЗ - ООО "Научно-исследовательская организация "Сибур-Томскнефтехим".
     На территории, обустроенной при поддержке ОАО "Сибирско-Уральская нефтегазохимическая компания" (ОАО "АК "Сибур"), к началу опытной эксплуатации резидентом подготовлена уникальная экспериментальная установка, разработанная при участии ведущих специалистов ООО "Томскнефтехим", ОАО "Сибур" и Института катализа имени Г.К. Борскова Сибирского отделения Российской академии наук.
     Установка предназначена для производства титаномагниевых катализаторов, которые до настоящего времени в России не производились. Как уже отмечалось, с использованием этого отечественного катализатора будет налажено производство сверхвысокомолекулярного полиэтилена. За два года резидент проинвестирует до 150 млн. руб., и на этой площадке, на которой развернется Научно-технический центр полимеров ОАО "Сибур-Холдинг", уже к 2008 году планируется разработать технологии, позволяющие обеспечить отечественным сырьем российских производителей.
     Открытие первой ОЭЗ, мы уверены, придаст мощный импульс развитию российского предпринимательства и активизирует внимание мирового экономического сообщества к нашим новым возможностям.
     Следующей ОЭЗ технико-внедренческого типа, планируемой к открытию, является ОЭЗ в г. Москве (Зеленоградский административный округ). На состоявшемся 13 мая 2006 г. совещании с участием Министра экономического развития и торговли российской Федерации Г.О Грефа, Мэра г. Москвы Ю.М. Лужкова, были обсуждены вопросы взаимодействия по реализации Соглашения о создании ОЭЗ и определены мероприятия, позволяющие открыть в сентябре 2006 г. ОЭЗ технико-внедренческого типа в г. Москве.

Об особых экономических зонах туристско-рекреационного типа


     Дальнейшее развитие Федерального закона "Об особых экономических зонах" предусматривает создание ОЭЗ туристско-рекреационного типа (соответствующие поправки к закону приняты Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 26 мая 2006г., в настоящее время закон находится на подписи у Президента) и портовых ОЭЗ.
     ОЭЗ туристско-рекреационного типа создаются в целях стимулирования, развития и эффективного использования в Российской Федерации туристских ресурсов и объектов курортного лечения и отдыха, разработки и использования природных лечебных ресурсов, а также оказанию услуг в области организации отдыха и реабилитации граждан, лечения и профилактики заболеваний.
     Туристско-рекреационные ОЭЗ являются эффективным инструментом для обеспечения:
     - благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата в России
     - создания конкурентоспособного туристского и санаторно-курортного российского продукта
     - содействия переводу туристской и санаторно-курортной индустрии Российской Федерации на инновационный путь развития
     - улучшения качества туристских и санаторно-курортных услуг до мировых стандартов
     - стимулирования развития депрессивных регионов с низким промышленным потенциалом
     - развития инновационной и транспортной инфраструктуры
     - прироста объема экспорта туристских и санаторно-курортных услуг
     - повышение качества жизни и занятости населения, обеспечивающего функционирование ОЭЗ

О преференциях и льготах для резидентов особых экономических зон


     Налоговые преференции распространяются на деятельность, осуществляемую исключительно на территории ОЭЗ и включают в себя пониженную на 4 пункта налоговую ставку налога на прибыль, направляемого в бюджет субъекта Российской Федерации.
     Кроме того, резиденты освобождаются на 5 лет:
     - от налога на имущество, расположенное исключительно на территории ОЭЗ,
     - от земельного налога на участки в границах территории ОЭЗ с момента возникновения права собственности на них.

О портовых особых экономических зонах


     Для портовых особых экономических зон предлагается отказаться от ограничений, связанных с существующим сегодня в Федеральном законе "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" запретом на наличие на момент создания зоны на ее территории имущества юридических и физических лиц, так как портовые особые экономические зоны могут создаваться в рамках существующих морских, речных портов и грузовых терминалов международных аэропортов.
     Принимая во внимание длительный период окупаемости портового хозяйства, высокую стоимость основных фондов, используемых в портовом хозяйстве и необходимость неизменности правового режима в течение длительного периода времени для гарантии условий ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности в условиях принятия норм, ухудшающих условия ведения бизнеса, законопроектом предусматривается увеличение до 49 лет срока, на который предлагается создавать портовые особые экономические зоны.
     Предлагается также изменить условия регистрации организаций в качестве резидентов ПОЭЗ. В частности, предполагается увеличить объем необходимых капитальных вложений резидентов зоны: при ведении деятельности по созданию и развитию инфраструктуры нового порта - до ста миллионов евро; при создании и развитии инфраструктуры нового терминала аэропорта - не менее пятидесяти миллионов евро; при реконструкции и развитии действующей инфраструктуры порта (аэропорта) - не менее трех миллионов евро.
     Таможенный режим на территории ПОЭЗ определяется в рамках действующего таможенного законодательства. Предлагается использовать на территории ПОЭЗ таможенный режим свободной таможенной зоны.
     По нашему мнению, данные меры позволят создать привлекательность получения статуса резидента будущих портовых особых экономических зон.

Об инвестиционном фонде Российской Федерации и инвестиционных проектах


     Переходя к вопросам функционирования Инвестиционного фонда Российской Федерации, хотел бы отметить, что решение Правительства Российской Федерации о создании Инвестиционного фонда как части средств федерального бюджета, направляемых на государственную поддержку крупных инвестиционных проектов, является важным шагом на пути развития государственно-частного партнерства и стимулом для увеличения инвестиционной активности.
     Целями создания Фонда являются:
     привлечение частного капитала к осуществлению важнейших инфраструктурных проектов национального масштаба через развитие государственно-частного партнерства;
     развитие системы финансирования инновационных проектов с привлечением частного капитала и лучшего международного опыта венчурного финансирования.
     Достижение указанных целей позволит создать условия, необходимые для диверсификации структуры российской экономики и обеспечения устойчивого экономического роста.
     Государственная поддержка в рамках Фонда будет оказываться в следующих формах:
     а) софинансирование на договорных условиях инвестиционного проекта, в том числе разработки проектной документации;
     б) направление средств в уставные капиталы юридических лиц;
     в) предоставление государственных гарантий Российской Федерации под инвестиционные проекты.
     Отбор инвестиционных проектов на предоставление государственной поддержки за счет Фонда будет производиться по качественным и количественным критериям.
     Качественные критерии отбора инвестиционных проектов следующие: соответствие приоритетам программы на среднесрочную перспективу; наличие частного партнера; невозможность реализации инвестиционного проекта без государственной поддержки; превышение минимальной сметной стоимости инвестиционного проекта (5 млрд. рублей); наличие положительных социальных эффектов; наличие положительного заключения инвестиционного консультанта.
     Количественные критерии отбора инвестиционных проектов включают в себя критерии экономической, финансовой и бюджетной эффективности.
     Методика расчета показателей и применения указанных критериев утверждена совместным приказом Минэкономразвития России и Минфина России.
     Инвестиционный проект, претендующий на государственную поддержку за счет средств Фонда, проходит несколько уровней экспертизы. Отбор инвестиционных проектов проводится в несколько этапов:
     1. Инициатор проекта (любая организация или орган власти любого уровня) формирует перечень документов, предусмотренных Положением об Инвестиционном фонде для подачи заявки на получение государственной поддержки для реализации проекта.
     2. Пакет документов направляется в Минэкономразвития России и передается в РосОЭЗ. Постановлением Правительства на Агентство возложены функции по содействию Минэкономразвития России при отборе, контроле и мониторинге инвестиционных проектов, реализуемых с использованием средств Инвестиционного фонда Российской Федерации. В частности, РосОЭЗ будет осуществлять:
     - подготовку заключений о соответствии инвестиционных проектов критериям отбора;
     - предварительный отбор заявок на получение государственной поддержки для разработки проектной документации;
     - подготовку предложений о необходимости привлечения инвестиционного консультанта для оценки эффективности инвестиционных проектов.
     3. Инвестиционная комиссия рассматривает инвестиционные проекты и принимает решение о соответствии проектов критериям отбора. По результатам заседания Инвестиционной комиссии в Минэкономразвития России оформляется ряд документов, в том числе паспорт инвестиционного проекта, содержащий основные параметры инвестиционного проекта, и проект инвестиционного соглашения.
     4. Инвестиционные проекты и заявки на разработку проектной документации, прошедшие отбор, передаются в Правительственную комиссию. Комиссия на заседании рассматривает перечень инвестиционных проектов и заявок на разработку проектной документации, прошедших отбор, и принимает решение о предоставлении государственной поддержки за счет Фонда либо об отказе в предоставлении государственной поддержки.
     При принятии Правительственной комиссией положительного решения о предоставлении государственной поддержки за счет Фонда сформированный перечень инвестиционных проектов передается в Правительство Российской Федерации.
     Правительство утверждает своим распоряжением Перечень и паспорта инвестиционных проектов.
     После утверждения Перечня проектов заключаются:
      - инвестиционные соглашения между ответственным исполнителем (профильным федеральным агентством) и инвестором;
      - в случае предоставления гарантий - договоры поручительства между заемщиком и кредитором, а также между Минфином России и кредитором.
     Контроль и мониторинг хода реализации инвестиционного проекта осуществляет Минэкономразвития России с привлечением Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами для подготовки отчетов о ходе реализации инвестиционных проектов.
     Для обеспечения функционирования Фонда Минэкономразвития России с участием РосОЭЗ был разработан и утвержден ряд нормативных актов. Нормативно-правовая база Фонда, помимо Положения о Фонде и Положения о Правительственной комиссии, включает в себя акты Правительства Российской Федерации, а также ряд ведомственных актов Минэкономразвития России и Минфина России.
     Согласно одобренному Правительством Российской Федерации перспективному финансовому плану на 2006-2008 годы, годовой объем Фонда в 2006 году составит 69,7 млрд. рублей, в 2007 году - 95,8 млрд. рублей, а в 2008 - 91,4 млрд. рублей.
     Все утвержденные нормативно-правовые акты, а также разъяснения по порядку подачи и оформления документов находятся в открытом доступе на сайте Агентства в сети Интернет.
     В заключение хочу подчеркнуть, что особые экономические зоны и Инвестиционный фонд должны показать положительный пример совместной работы государства и бизнеса по повышению конкурентоспособности российской экономики и формированию ее высокотехнологичного облика.

По материалам тезисов выступления Руководителя Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами Ю.Н. Жданова
на тему "Цели и перспективы создания особых экономических зон в Российской Федерации. Инвестиционный фонд России "
на коллоквиуме "Особые экономические зоны в Российской Федерации как новый элемент российско-французского сотрудничества"

Сенат Франции, 6 июня 2006 года, Париж, Франция

Источник - ROSEZ.RU (По материалам РосОЭЗ)