ROSEZ.RU - Российские особые экономические зоны
Оксана Витальевна Козловская

21 июля 2006 г.

В Сибирском региональном информационном центре ИТАР-ТАСС "ТАСС-Сибирь" /Новосибирск/ состоялась встреча с журналистами, в которой приняли участие заместитель губернатора Томской области по экономической политике и инвестициям Оксана Козловская и руководитель комитета по работе со СМИ администрации области Алексей Севостьянов. Они ответили на вопросы, связанные с развитием особой экономической зоны в Томской области.


Оксана Козловская: То, что Томская область стала победителем всероссийского конкурса на создание особой экономической зоны, вполне закономерно. И это становится понятно всем, кто приезжает к нам и знакомится с научным и инновационным потенциалом региона. Этот потенциал огромен! В 2005 году в области насчитывалось свыше 270 инновационных предприятий. Ежегодно создается 20-25 новых. Вклад научно-образовательного комплекса во внутренний региональный продукт превышает 7 проц.

Во многом успех Томска был предопределен развитием науки и вузов. В годы перестройки произошли интересные процессы, которые, с одной стороны, вынудили наших ученых искать средства к существованию, создавая непрофильный бизнес, с другой – они были нацелены на научные открытия, поиск, разработку новых технологий. Все это привело к тому, что сегодня большинство инновационных предприятий очень плотно работают с томскими вузами, создавая лаборатории и исследовательские институты или ресурсные центры. К примеру, томская компании "Элекард", хорошо известная и в Новосибирске, работает в области технологии цифрового сигнала. Ежегодно на предприятие приходят 20-25 специалистов – выпускников томских университетов, подготовка которых велась на базе этих ресурсных центров.

На мой взгляд, события, которые произошли в нефтегазовом комплексе два года назад, наглядно продемонстрировали, к чему мы идем, находясь на "нефтяной игле". До 50 проц регионального бюджета формировалось за счет компании "Томскнефть". И вот, соскочив с "нефтяной иглы", надо было решать проблему замещения выпадающих "нефтяных" доходов из консолидированного бюджета и искать новые подходы в стратегии развития региона. С помощью консультанта известной российской компании были проанализированы направления, имеющие перспективность в мировой экономике. Оказалось, что это аэрокосмическая отрасль, новые материалы, биотехнологии и как отдельное направление – образование. И это те самые направления, которые требуют высокой квалифицированной рабочей силы и хороший уровень образования. По данным последней переписи, в Томске до 30 проц населения области имеют высшее образование, наши вузы готовят специалистов по 300 специальностям. И именно это сыграло определяющую роль при подготовке заявки региона на конкурс на создание ОЭЗ. Мы показали – у нас есть потенциал.

Вопрос: В апреле текущего года открыта первая в России технико-внедренческая зона /ТВЗ/. И пионером стал Томск. А что еще сделано в этом направлении?

Оксана Козловская: Действительно, 26 апреля во время российско-германских консультаций на высшем уровне, которые проходили в Томске, мы продемонстрировали президенту России Владимиру Путину и немецким гостям северный участок Томской ТВЗ. Он располагается на базе "Томского нефтехимического комбината". Здесь же "Газпромом" и его "дочкой" – акционерным обществом "Сибур" - создан Научно-исследовательский институт полимеров. Символично и то, что идеологами этого направления наряду с "Газпромом" является Институт катализа Сибирского отделения Российской Академии наук имени Г.К. Борескова. Все эти предприятия создали компанию "Сибур-Томскнефтехим", которая стала первым в России зарегистрированным резидентом зоны. Предприятие в течение пяти лет должно довести технологию получения сверхвысокомолекулярного полиэтилена /СВМПЭ/ до промышленного уровня в целях последующего тиражирования и масштабирования на крупнотоннажных производствах, и не только "Томскнефтехима". СВМПЭ имеет исключительно высокие прочностные характеристики, повышенные ударо- и износостойкость и ряд других уникальных физико-механических характеристик. Например, бронежилет, который сегодня используют в правоохранительной системе и вооруженных силах, весит более 20 кг. Изделие, изготовленное из нового материала, по весу не более 2 кг.

Всего в заявке на участие в качестве резидентов зоны значатся 86 крупных российских и зарубежных компаний. В настоящее время десять из них в любой момент могут представить свои проекты экспертному совету Минэкономразвития для регистрации в качестве резидентов. Предполагается, что они будут размещены на южной площадке ТВЗ – в районе Академгородка. Думаю, что первый корпус, строительство которого уже начато, здесь будет введен в эксплуатацию в начале следующего года.

Вопрос: С чем связана задержка со строительством и началом освоения южной площадки ТВЗ?

Оксана Козловская: Только в прошлом месяце на федеральном уровне было принято решение и завершено формирование акционерного общества "Особые экономические зоны", которому поручено выступить в качестве заказчика, застройщика ОЭЗ на территории России. Поэтому и в Томске лишь на прошлой неделе было создано дочернее акционерное общество, 26 проц уставного капитала которого принадлежит Томской области и 74 проц – ОАО "ОЭЗ". Совет директоров томской "дочки" - "Томск - технико- внедренческая зона" - возглавил руководитель территориального органа Федерального агентства особых экономических зон Владимир Прец. Генеральным директором стала Евгения Короткова, в прошлом первый заместитель гендиректора "Сибур-Томскнефтехим". Ей и было поручено реализовать первый проект технико-внедренческой зоны на северном участке.

Вопрос: Каков уставной капитал компании "Томск – технико-внедренческая зона"? И планируется ли для развития Томской ТВЗ привлечение частных инвестиций?

Оксана Козловская: До конца года в уставной капитал общества будет перечислено не менее 1,65 млрд рублей государственных инвестиций. Повторю – из них 26 проц являются средствами регионального бюджета и 74 проц – федерального. Эти деньги, судя по всему, не будут освоены в текущем году и перейдут на следующий год. Средства будут направлены на строительство и реконструкцию инженерной инфраструктуры, дорог внутри самой зоны, проведение конкурсов среди подрядных организаций. Уже в ближайшие дни будет объявлен конкурс на разработку комплексной концепции развития ТВЗ, мастер-плана /генплана развития/ с учетом дополнительной возможности по увеличению территории зоны. Как известно, месяц назад приняты изменения в закон номер 116, согласно которым территория ТВЗ может быть увеличена с 200 до 300 гектаров.

В целом общий объем государственных инвестиций, который в течение 5 лет будет вложен в развитие Томской ОЭЗ, оценивается в 30 млрд рублей.

Безусловно, предполагается привлечение частных инвестиций. На уровне бизнес-предложений по зоне сделаны следующие расчеты: на каждый рубль вложенных госинвестиций планируется привлечение как минимум 4 рублей частных инвестиций. Уже сейчас компания "Сибур" вложила порядка 2,5 млн долларов в развитие северной площадки ТВЗ.

Что касается переговоров с другими компаниями, то ни один из потенциальных резидентов не отказался от своих намерений разместить исследовательские центры, лаборатории либо опытные производства на площадке технико-внедренческой зоны.

Недавно в Томске побывала делегация правительства Москвы во главе с первым вице-мэром Юрием Росляком. И один из вопросов, который обсуждался, - реализация совместного проекта на площадке томского "нефтехима". Также идут переговоры с Уральской горно-металлургической компанией и конкретно с одним из ее предприятий – АО "Сибкабель".

Еще одно направление, по которому мы работаем, - параллельно с проектом ТВЗ начато проектирование крупного жилого современного микрорайона почти на 43 тыс жителей. Мы рассматриваем проект самой производственной площадки, ТВЗ и жилого микрорайона как нечто единое целое. Это должен быть мощный научно-инновационный социально-культурный комплекс, в котором будет и жилье.

Вопрос: Как будет развиваться транспортная инфраструктура области? Возможно ли в этой связи сотрудничество с Новосибирской областью?

Оксана Козловская: Мы не мыслим, что транспортная структура Томской области будет развиваться, минуя Новосибирск. Правительством РФ принято решение: транспортных хабов в Сибири будет два – в Красноярске и Новосибирске. И это абсолютно оправдано. Для нас решение проблемы состоит в том, чтобы обеспечить доступ населения и инвесторов к Томской области и из Томска через Красноярск, Новосибирск и Москву. Для этого мы предпринимаем серьезные усилия, в том числе с участием областного бюджета по реконструкции аэропорта Томска. На эти цели региональным бюджетом за два последних года направлено 70 млн рублей. На эти средства полностью проведена реконструкция самого здания аэровокзала, привокзальной площади. И нам не стыдно его показать уже сейчас.

В этом году будет освоено порядка 120 млн рублей федеральных средств. В основном, они пойдут на реконструкцию перрона, рулежных полос, проектно-сметные работы по взлетно-посадочной полосе.

Мы также работаем над тем, чтобы в нашем аэропорту появился международный сектор. Цель одна – выход на республики Средней Азии, поскольку традиционно каждый третий студент, обучающийся в томских вузах, приезжает оттуда. Кроме того, с рядом авиакомпаний ведутся переговоры об увеличении количества рейсов по маршруту Томск-Москва. И еще. Мы начинаем работать по вопросу строительства скоростной железной дороги Томск-Новосибирск. И надеюсь, в этом нас соседи-новосибирцы поддержат.

Источник - ИТАР-ТАСС - Сибирь