ROSEZ.RU - Российские особые экономические зоны
Юрий Николаевич Жданов

28 августа 2006 г.

Юрий Николаевич Жданов Руководитель Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами - "Мы надеемся, что весь этот проект под большим названием "Особые экономические зоны", включая появления четвертого вида зон - портовых, удастся"


28 августа 2006 г. в 10:00 мск в компании "Гарант" состоялась интернет-конференция Руководителя Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами Юрия Николаевича Жданова.

Тема конференции: "Cоздание ОЭЗ туристско-рекреационного типа".

Ведущий интернет-конференции - Шаманов Евгений Вячеславович (директор по внешним связям компании "Гарант").

Ведущий:

Здравствуйте, уважаемая интернет-аудитория. Мы рады вновь приветствовать у нас в гостях Юрия Николаевича Жданова, руководителя Федерального агентства по управлению особыми экономическим зонами. Тема сегодняшней интернет-конференции звучит так: "Создание особых экономических зон туристско-рекреационного типа". Известно, что 3 июня 2006 года принят Федеральный закон N76-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особых экономических зонах". Данным Федеральным законом внесены поправки, определяющие порядок создания и прекращения функционирования особых экономических зон туристско-рекреационного типа. В течение летних месяцев вышел ряд подзаконных актов, которые устанавливают критерии оценки целесообразности и эффективности создания туристско-рекреационных зон, дополнительные требования к заявке на ее создание и т.д. И мы на сегодняшней интернет-конференции хотим поподробнее остановится именно на этих вопросах. К началу конференции поступили десятки вопросов от интернет-аудитории - вопросы интересные, злободневные. Давайте теперь перейдем непосредственно к вопросам.

Ведущий:

Первый вопрос поступил из Москвы от Мироновой Татьяны. Здравствуйте, Юрий Николаевич! Расскажите, пожалуйста, каковы цели создания туристско-рекреационных ОЭЗ? Какие действия необходимо предпринимать в настоящее время, чтобы эти цели были достигнуты?

Жданов Ю.Н.:

Здравствуйте, Татьяна. Я думаю, что цели определены не только федеральным законом, который был недавно принят и подписан Президентом РФ, но и самой логикой развития такой отрасли экономики, как туризм. Многие страны делают ставку на развитие туризма, получают от этого массу налоговых сборов, развивают это направление, как одно из основных отраслей экономики в стране. У нас в России для этого все есть. И два морских побережья - Балтика, Черноморское побережье, и уникальные озера, реки, уникальные исторические места, Кавказские минеральные воды - все это может быть предметом совместной заботы и государства, и региона, и частного бизнеса. Вот для того, чтобы объединить усилия и реализовать проекты в области развития туризма, отдыха, санаторно-курортного лечения более быстро и эффективно и был выпущен этот Федеральный закон, приняты подзаконные акты, объявлен конкурс. И в середине сентября, 15 числа в 12 часов мы вскроем конверты и посмотрим, кто же из регионов принял участие в этом конкурсе, сколько будет к тому времени заявок. Регион может подавать не одну, а несколько заявок, если он пропагандирует несколько интересных, уникальных мест. Например, администрация Краснодарского края планирует подать не менее 4 заявок, и это разные муниципальные образования участвуют в этом конкурсе. Поэтому мы ожидаем более 50 заявок от регионов, и работа на сегодняшний день идет уже полным ходом.

Ведущий:

Следующий вопрос задает Бурков Евгений из Москвы. Как Вы оцениваете, насколько на данном этапе своего развития наше государство с его неразвитой экономикой, нормативно-правовой базой и нестабильной политической системой готово к созданию туристско-рекреационных ОЭЗ? Действительно ли в этом существует необходимость? Не получится ли так, что государство затратит огромные деньги на реализацию этого проекта, а экономический эффект от него не оправдает существующие ожидания?

Жданов Ю.Н.:

На мой взгляд, у автора этого вопроса такое негативное отношение в целом не только к туристско-рекреационным зонам, но и к проблемам экономики и политической системы. У меня альтернативная точка зрения. По-моему, мы живем в достаточно стабильное время. Если у нас Министра экономики больше шести лет никто не меняет, то это говорит о том, что направление, которое он ведет достаточно серьезно, и ему доверяют. И вот этот новый институт, который появился у государства - особые экономические зоны - набирает свое дыхание, делает первые шаги. И в апреле Президент РФ открыл Томскую ОЭЗ, в середине сентября будет открыта Московская ОЭЗ в Зеленограде, в середине октября мы объявим победителей по туристско-рекреационным зонам. Мы поймем, какие субъекты РФ будут участвовать в этом проекте. У нас отношения к этому достаточно оптимистическое и мы надеемся, что весь этот проект под большим названием 'Особые экономические зоны', включая появления четвертого вида зон - портовых, удастся.

Ведущий:

Вопрос из Перми от Щукина Алексея. Из каких источников будет осуществляться финансирование создания туристско-рекреационных ОЭЗ? Какова будет доля участия федерального бюджета в этих проектах?

Жданов Ю.Н.:

Доля участия федерального бюджета будет не менее 50%. В проекте бюджета следующего года пока заложен 1 млрд. 100 руб. от федерации. Примерно столько же мы ожидаем от субъектов федерации, это уже 2 млрд. 200 руб. плюс частные инвестиции будущих резидентов, тех, кто будет вкладывать в строительство отелей, а не инфраструктуры, горнолыжных спусков. Таких предложений от бизнеса как российского, так и зарубежного масса. Мне кажется, что сумма, которую вложат инвесторы - будущие резиденты - намного будет превышать затраты государства. И вот при таком объединении усилий мы можем достичь достаточно быстро желаемого эффекта. Идет борьба за российского туриста, чтобы он мог выбрать не только лучшие зарубежные курорты, но и мы ему могли бы предложить не хуже условия в России. Идет борьба за иностранного туриста, которые сейчас не едет в Россию, потому что его не устраивает система отелей, его не устраивает организация отдыха, его не устраивает наличие соответствующей инфраструктуры (рестораны, магазины, киноконцертные залы, спортивные комплексы). Все это будет предметом нашей совместной с регионом заботы.

Ведущий:

Вы уже рассказали про зарубежный опыт. На опыт каких государств в большей мере ориентирован процесс создания туристско-рекреационных особых экономических зон в нашей стране? Что именно перенимается из-за рубежа - какие используются механизмы функционирования, особенности правового регулирования? Спрашивает Людмила Тихонюк из Санкт-Петербурга.

Жданов Ю.Н.:

На наш взгляд, здесь есть определенная специализации. Если в ряде государств на достаточно высоком уровне развит горно-лыжный туризм и все, что с этим связано, то здесь нашими консультантами являются и французы, и австрийцы, и швейцарцы, и канадцы, и американцы. А что касается пляжного туризма, то это ряд других государств - это прежде всего Турция, которая является серьезным конкурентом по оттоку наших граждан на свое побережье. И нам есть чему там поучиться, поэтому у нас открытый постоянный диалог. Здесь нам помогают и торговые представительства РФ за рубежом, которые в постоянном режиме изучают, обобщают этот опыт, сообщают нам. Мои сотрудники, наверное, половину года проводят в командировках, как в России, так и за рубежом с целью изучения и последующего внедрения этот опыта. Мы продумывали отдельную систему подготовки кадров и ее уже реализуем для того, чтобы люди, которые применяют законодательство, имели соответствующие знания и навыки. Мне кажется, что все это может дать ожидаемый эффект.

Ведущий:

Целый блок вопросов касается критериев оценки, по которым будут выбираться проекты? Я зачитаю несколько из них. Первый вопрос из Ростова от Новицкой Виктории. На каком уровне и кем принимается решение о создании туристско-рекреационных ОЭЗ? Как оценивается целесообразность создания каждой конкретной туристско-рекреационной ОЭЗ? Еще один вопрос из Москвы от Бабича Михаила. Каковы критерии оценки целесообразности и эффективности создания туристско-рекреационных зон? Каким нормативным документом эти требования устанавливаются?

Жданов Ю.Н.:

Я думаю, что мы постарались максимально открыто дать ответ на этот вопрос, он детально освещен на нашем сайте и сайте Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации. Есть соответствующие, кроме закона, и постановления Правительства России, решение Министра экономического развития и торговли Российской Федерации, есть его приказ, который детализирует порядок подачи заявки, что в ней должно быть, на какие критерии обращается внимание, вплоть до наличия математических формул, по которым выводятся победители. Все это достаточно публично. Создана правительственная комиссия, которую возглавляет Герман Греф, куда входят руководители пяти министерств и ведомств на уровне заместителей министра руководителя Ростуризма. И все это направлено на то, чтобы процесс отбора победителей был максимально открытым, публичным, гласным. Мы каждому региону, который проиграет в этом конкурсе, готовы объяснить в устном и письменном виде, почему это случилось, что там не так, и что нужно сделать, чтобы не проиграть в следующем конкурсе.

Ведущий:

Далее интернет-аудитория хочет, чтобы Вы уточнили, какие организации могут быть резидентами туристско-рекреационной ОЭЗ? Может ли быть резидентом индивидуальный предприниматель? Спрашивает Зуев Константин из Астрахани. И еще один вопрос от Хотьковой Елены из Владимира. В каких случаях компания может быть лишена статуса резидента туристско- рекреационной зоны?

Жданов Ю.Н.:

Что касается индивидуального предпринимателя, то мне кажется для того, чтобы стать резидентом, ему нужно сделать бизнес-план и заявить его в территориальный орган агентства, который появится сразу после объявления победителей в тех регионах, в которых будут создаваться туристско-рекреационные зоны. Что касается участия индивидуальных предпринимателей в развитии туристской инфраструктуры, то этот предприниматель должен быть финансово состоятельным. Если он хочет участвовать советом, то - милости просим! Но это другая форма участия. Если у него есть капитал, и есть возможность его внедрять - это, наверное, больше будет интересовать и регионы, и нас. Кроме этого, на мой взгляд, очень важно то, что у нас нет различия между участием российского и зарубежного капитала. И то, и другое может участвовать в нашем проекте на абсолютно равных условиях, никаких нет преимуществ ни для иностранцев, ни для россиян. И, на мой взгляд, количество предложений в этой области будет примерно поровну.

Ведущий:

Есть ли какие-нибудь примерные расчеты относительно того, на сколько компании-резиденты туристско-рекреационных ОЭЗ смогут снизить свои общие издержки? - спрашивает Родионов Константин из Екатеринбурга.

Жданов Ю.Н.:

Я думаю, в среднем на 30 процентов, а если учитывать участие государства в строительстве инфраструктуры, то это, наверно, неоценимая помощь для реализации ряда проектов. Может быть раньше никто не собирался условно строить в конкретном месте отель, понимая, что затраты на подвод коммуникаций, электрических сетей, превышают все мыслимые и немыслимые размеры. Когда это сделает государство, и будут созданы все условия для помощи и в административном плане, будет реализовываться принцип одного окна. Это все позволит нам надеяться на то, что количество предложений по участию бизнеса в развитии туристской инфраструктуры и туристического бизнеса в России в целом будет достаточно велико.

Ведущий:

Вы уже упомянули про участие иностранных инвесторов в создании ОЭЗ данного типа. Если можно, то немножко поподробнее расскажите об этом, потому что интернет-аудитория интересуется деталями. Вопрос от Лидии из Архангельска. Наблюдается ли интерес к особым экономическим зонам рекреационного типа со стороны иностранных инвесторов? Кто будет контролировать их деятельность? Следующий вопрос от Александра из Москвы. Прогнозируете ли Вы улучшение инвестиционного климата в связи с созданием особых экономических зон? Еще один вопрос из Тюмени от Дубининой Светланы. Как Вы считаете, каких инвесторов - иностранных или отечественных - больше удастся привлечь для создания зон туристско-рекреационного типа, и на каких больше рассчитывают законодатели, решившие создавать такие? Какие инвесторы в настоящее время проявляют активность в этом направлении?

Жданов Ю.Н.:

Да, мы очень серьезно надеемся, что появление в России ОЭЗ, будет крайне привлекательно, как для отечественного, так и для зарубежного бизнеса. Мне кажется, что это один из новых инструментов, так как агентство занимается еще инвестиционным фондом страны, это тоже дополнительный стимул для развития инвестиций в России, для их привлечения, для создания благоприятных условий для инвесторов, для снятия административных барьеров. Мне кажется, что все это направлено на повышение инвестиционной привлекательности России в целом. Мне хотелось бы верить, что процесс создания туристско-рекреационных зон будет идти такими же быстрыми темпами, как и тех двух видов, которые уже созданы, технико-внедренческие и промышленно-производственные. Там вовсю идет процесс регистрации резидентов, участие конкретного бизнеса в проектах, которые привязаны к территориям, где определены ОЭЗ, строительству новых заводов, к появлению новых научно-исследовательских организаций, которые умеют капитализировать свои разработки. Все это направлено на развитие новой экономики страны. И, на мой взгляд, все виды ОЭЗ - это новый шаг в развитии экономики России в целом.

Источник - Гарант