» Свободные зоны в Республике Македония. Республика Македония - ROSEZ.RU

Свободные зоны в Республике Македония. Республика Македония - ROSEZ.RU


Свободные зоны в Республике Македония



Основные акты, регулирующие правовой режим свободных экономических зон

Закон о Свободных экономических зонах (принят Собранием (парламентом) Республики Македонии (далее - РМ) 21 мая 1999 г., вступил в силу 8 сентября 1990 г.).

Понятие свободной экономической зоны. Порядок создания

Свободная экономическая зона - часть территории Республики Македонии, которая обособлена, специально обозначена и огорожена как одно целое, где коммерческая деятельность ведется на условиях, предусмотренных Законом о СЭЗ и другими законами и в которых применяются таможенные и иные налоговые стимулы, установленные Законом о СЭЗ.

СЭЗ создаются на территориях, определенных в соответствии с пространственными и физическими планами. СЭЗ может быть создана как в пределах, так и вне пределов городских территорий.

СЭЗ может состоять из числа обособленных частей территории РМ, каждая из которых должна быть огорожена и отделена от другой части. СЭЗ может быть создана одним или несколькими национальными или иностранными торговыми компаниями или иными юридическими лицами (далее - основатель СЭЗ).

Когда зона учреждается несколькими основателями, они должны заключить соглашение о создании СЭЗ. Основатель зоны должен огородить ее и отметить ее границы.

Основатель СЭЗ подает в Дирекцию письменное ходатайство на учреждение СЭЗ. Дирекция дает одобрение на учреждение СЭЗ, основанное на предоставленной в запросе информации. На основе одобрения Дирекции Правительство РМ дает свое согласие на учреждение СЭЗ, если:

- соблюдены предусмотренные законодательством условия;
- существует экономический интерес в учреждении СЭЗ.

К СЭЗ применяется все законодательство РМ, если иное не предусмотрено законом о СЭЗ.

На май 2004 г. функционировала одна СЭЗ "Долина никеля". Создаются еще две СЭЗ.

Управление СЭЗ в Республике Македония

В целях осуществления деятельности по созданию, развитию СЭЗ и надзору за деятельностью в рамках СЭЗ создается Дирекция СЭЗ. Правительство РМ принимает ежегодную программу для целей осуществления деятельности, входящей в компетенцию Дирекции. Во главе Дирекции стоит директор, назначаемый и освобождаемый от должности Правительством РМ на пять лет.

Функционирует также Управляющая комиссия, которая управляет Дирекцией. Она состоит из семи членов - Министра экономики, Министра финансов, Министра труда и социальной политики, Министра транспорта и коммуникаций, Министра по делам окружающей среды и пространственного планирования, Министра иностранных дел и Директора Агентства по инвестициям и развитию.

Членов комиссии также назначает Правительство РМ. Работой комиссии управляет ее Президент, назначаемый Правительством РМ из членов Комиссии.

Деятельность в СЭЗ в Республике Македония. Порядок доступа

Начало деятельности в СЭЗ возможно только после того, как Дирекция вынесет решение о начале работы СЭЗ, но не позднее 12 месяцев с момента вынесения такого решения.

Помимо основателя СЭЗ может иметь место также пользователь СЭЗ, которым может быть другое иностранное или национальное юридическое лицо или физическое лицо, зарегистрированное для ведения деятельности в СЭЗ. Пользователь СЭЗ ведет деятельность в СЭЗ на основании соглашения с основателем СЭЗ.

Основатель СЭЗ посредством принятия правил устанавливает условия, на которых СЭЗ может использоваться для ведения деятельности; деятельность, которая может осуществляться в СЭЗ; регулирует внутренний порядок и устанавливает отдельные меры для защиты окружающей среды. Эти правила должны соответствовать законодательству РМ.

В СЭЗ могут производиться товары и услуги, предназначенные на экспорт, осуществляться внешняя биржевая торговля, банковская и другая финансовая деятельность, имущественное и личное страхование, перестрахование и другая коммерческая деятельность, за исключением текстильной.

Пользователь СЭЗ может осуществлять деятельность по хранению в СЭЗ для собственных нужд. Товары, помещенные в СЭЗ, не могут оставаться там больше, чем пять лет.

В СЭЗ можно осуществлять оптовую торговлю. Что касается розничной торговли, она может осуществляться пользователем только для удовлетворения потребностей других пользователей, для собственных нужд и для обслуживания средств транспорта международных перевозок и их бригады в СЭЗ.

В соответствии с законом земля в СЭЗ может предоставляться в аренду иностранным инвесторам на период 50 лет с возможностью продления срока на 25 лет.

Льготы и преимущества

Продажа и обмен товаров между зонами не облагаются таможенными пошлинами и налогом на оборот.

Пользователь может помещать товары из-за границы или с другой территории РМ в СЭЗ свободно и без обложения таможенными пошлинами. Однако вывоз товаров из СЭЗ на другую территорию РМ подпадает под регулирование экспорта и импорта товаров. Товары, вывозимые с территории СЭЗ на другую часть территории РМ, подлежат обязательной регистрации и предъявляются таможенному органу.

Оборудование, предназначенное для ведения одобренной деятельности в СЭЗ, подпадает под таможенный режим выпуска для свободного обращения или временного ввоза, но таможенные пошлины за него не взимаются до тех пор, пока оно остается в пределах территории СЭЗ. Если оборудование вывозится, пользователь должен сообщить об этом таможенному органу и уплатить таможенные пошлины. Пошлины не взимаются, если это оборудование постоянно использовалось в СЭЗ в течение пяти лет.

Налоговые льготы и стимулы

Для получения налоговых льгот и стимулов пользователь должен направить ходатайство в Дирекцию.

Ведомство по налогам и сборам в течение 30 дней с момента представления ходатайства выносит решение о соблюдении всех требований для получения льгот. В зависимости от вида налогов и налогового года Ведомство по налогам решает, предоставлены ли льготы на постоянной или временной основе.

Пользователь СЭЗ получает доступ к налоговым льготам и стимулам, если:

- ведет новую деятельность и не переносит деятельность из одной части территории РМ в СЭЗ;
- не имеет задолженностей по налоговым и таможенным обязательствам;
- в отношении его не возбуждено производство по уголовному или гражданскому делу, связанное с его предпринимательской деятельностью; - в отношении его не возбуждена процедура банкротства.

Если пользователь СЭЗ отвечает установленным условиям, он получает следующие изъятия:

- налог с оборота товаров в пределах СЭЗ, за исключением оборота товаров, предназначенных для конечного потребления;
- налог с оборота товаров, импортированных в СЭЗ для производства, предназначенного на экспорт и для осуществления другой одобренной деятельности в СЭЗ;
- налог с оборота услуг, предоставляемых в СЭЗ и непосредственно связанных с экспортом товаров и услуг;
- налог на прибыль на период 10 лет с момента начала деятельности в СЭЗ;
- налог на имущество на период 10 лет с момента начала деятельности в СЭЗ;
- любые налоги, касающиеся передачи прав собственности и других прав между основателями и пользователями в СЭЗ.

Если пользователь СЭЗ изымает основные фонды из СЭЗ до истечения пяти лет и одного дня с года, когда он начал использовать налоговые стимулы, перечисленные выше, размер использованных налоговых стимулов подлежит выплате в том году, в котором производится изъятие основных фондов.

Пользователь СЭЗ освобождается от уплаты платежей, налогов и других обязанностей, касающихся использования земли, подключения к воде, канализации, отоплению, газу и электросети.

Обзор подготовлен Центром стратегических разработок при Правительстве Российской Федерации.