На вопросы интернет-портала "www.ROSEZ.RU - Российские особые экономические зоны" отвечает исполнительный директор компании "Финансовый и организационный консалтинг" Фурщик Моисей Александрович.
Моисей Александрович, с момента создания в России особых экономических зон технико-внедренческого и промышленно-производственного типов прошло более года, но
уже сейчас ощущается "заторможенность" процесса развития ОЭЗ, появляется критика региональных властей по финансированию инфраструктуры ОЭЗ со стороны федерального центра, количество зарегистрированных резидентов ОЭЗ весьма невелико. Какие проблемы, с точки зрения компании ФОК, мешают интенсивному развитию особых экономических зон в России?
Фурщик М.А. Развитие особых экономических зон в России находится на начальном этапе, поэтому проблемы неизбежны.
Заявки регионов на первый конкурс по предоставлению статуса ОЭЗ готовились в срочном порядке. Отсутствовал опыт по их детальной проработке. В результате, в ходе реализации проектов в большинстве регионов выяснялись дополнительные сложности в земельных и инфраструктурных вопросах, которые приходилось разрешать в рабочем порядке.
Ряд инвесторов, включенных в заявки на ОЭЗ, позднее отказались от своих намерений. Зато появились новые желающие стать резидентами созданных особых экономических зон. Такие замены, естественно, требуют времени на согласования, подготовку документации, корректировку планов развития инфраструктуры и т.д.
Кроме того, сам процесс получения статуса резидента ОЭЗ обычно занимает до нескольких месяцев, так как необходимо провести предварительные переговоры, проработать проект согласно официальным требованиям, получить согласования от профильных ведомств и соответствующих региональных властей.
Необходимо учитывать также, что масштабное финансирование строительства инфраструктуры возможно только после подготовки проектно-сметной документации и получения соответствующих разрешений. Это тоже требует времени.
Не везде регионы предпринимают достаточные усилия по формированию ОЭЗ, хотя и критикуют при этом федеральный центр. Здесь с положительной стороны я бы отметил Татарстан и Липецкую область.
Конечно, многие из этих проблем являются следствием отсутствия в России отлаженной технологии создания ОЭЗ, поэтому уже в следующих проектах могут быть существенно уменьшены. Однако объективные трудности подготовительного этапа – проектные работы по инфраструктуре, заключение соглашений с потенциальными резидентами - будут присутствовать всегда, поэтому вряд ли можно считать реальной задачу полномасштабного запуска ОЭЗ в течение первого года после конкурса.
Компания "Финансовый и организационный консалтинг" осуществляет тесное взаимодействие с Торгово-промышленной палатой РФ в сфере развития особых экономических зон в России. Организовываются совместные семинары, Вы недавно назначены Председателем Подкомитета по инновационной инфраструктуре Комитета по научно-техническим инновациям и высоким технологиям ТПП РФ. Какие взгляды имеются в ТПП РФ на существующий механизм ОЭЗ в России и целесообразность его доработки?
Фурщик М.А. Торгово-промышленная палата уделяет большое внимание особым экономическим зонам. При ее активном участии в прошлом году был организован Первый московский международный форум и выставка «Особые экономические зоны – задачи, возможности, перспективы». Регулярно проводятся круглые столы с участием представителей нашего комитета, Комитета по инвестиционной политике, других структурных подразделений. Следующее крупное мероприятие мы планируем провести 25 мая. Оно будет посвящено промышленно-производственным ОЭЗ и будет организовано совместно с РСПП.
Хотя бизнес-сообщество, в целом, позитивно относится к появлению механизма особых экономических зон, но имеется довольно много пожеланий по совершенствованию этого инструмента. Мне кажется, что это нормальная ситуация, учитывая относительную новизну данного механизма.
В настоящее время уровень льгот в российских ОЭЗ намного ниже их зарубежных аналогов, что не позволяет активно участвовать в глобальной борьбе за инвестиционные ресурсы. Наверное, стоило бы снять ограничение, не позволяющее нескольким субъектам федерации представлять совместную заявку. Целесообразным представляется повышение прозрачности процедур по предоставлению статуса резидента и соответствующему распределению земельных участков, что наиболее актуально для туристско-рекреационных ОЭЗ.
Также хотелось бы отметить желательность скорейшего принятия поправок в законодательство, предусматривающих создание портовых особых экономических зон. Давно назрел вопрос о проведении второго конкурса по промышленно-производственным ОЭЗ, так как имеющиеся две площадки – слишком мало для такой страны как Россия. Постоянный перенос этого вопроса постепенно снижает энтузиазм в регионах. А без него интересные заявки создать невозможно.
Представители региональных торгово-промышленный палат, в первую очередь, обращают внимание на слишком высокий порог для участия в промышленно-производственных ОЭЗ (10 млн. евро), что не под силу подавляющему большинству местных предприятий. Кроме того, многие хотели бы, чтобы правительство пересмотрело критерии отбора заявок на ОЭЗ, открыв дорогу депрессивным и малым регионам, для которых этот механизм – чуть ли не единственная возможность быстрого перелома устоявшихся негативных тенденций. Мировой опыт подтверждает справедливость такого мнения.
Надеемся, что власти будут и далее учитывать предложения бизнес-сообщества при развитии ОЭЗ.
Компания ФОК предлагает услугу по разработке бизнес-планов для потенциальных резидентов особых экономических зон. Какова специфика разработки бизнес-планов для данной категории клиентов?
Фурщик М.А. Форма бизнес-плана для потенциальных резидентов ОЭЗ жестко утверждена Приказом Минэкономразвития России от 23 марта 2006 г. №75, поэтому здесь не может быть вольных трактовок, допустимых для обычных проектов.
Также нормативными актами закрепляется необходимость получить положительное заключение банка на бизнес-план, а также согласовать проект с РосОЭЗ и МЭРТ РФ. Это подразумевает достаточно серьезные требования к качеству документа.
Кроме того, стоит отметить, что в бизнес-планах для потенциальных резидентов особых экономических зон необходимо значительное внимание уделить оценке социально-экономических эффектов от реализации проекта (новые рабочие места, поступления в бюджет, мультипликативные эффекты и т.д.). В обычных бизнес-планах, готовящихся для чисто коммерческих целей, эти вопросы обычно не имеют большого значения. Здесь же наличие и обоснованность социально-экономических эффектов серьезно влияют на решение об одобрении проекта, так как именно они являются основой целью создания ОЭЗ, а вовсе не прибыль конкретных коммерческих организаций.
СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
Компания "Финансовый и организационный консалтинг" (ФОК)
Адрес: (115280) Россия, Москва, ул. Автозаводская 19 корп.1
тел./факс: (495) 781-75-00
(495) 781-75-01
e-mail: [email protected]
Web-сайт: www.foconsult.ru
Вопросы задавал руководитель проекта "www.ROSEZ.RU - Российские особые экономические зоны" Алексей Большаков.