Мировая практика показывает, что создание особых экономических зон является эффективным инструментом в активизации экспорта, предпринимательской деятельности, создании новых рабочих мест, обеспечении социально-экономического развития регионов. Поэтому мы начали с изучения мирового опыта реализации аналогичных проектов. По своим целям, условиям создания, формам управления, составу участников и другим характеристикам, зоны сильно отличаются друг от друга и нельзя выбрать универсальную модель, пригодную для тиражирования. Наиболее характерным является активное участие государства и местных властей на начальном этапе и в создании благоприятных условий для ведения бизнеса, хорошей материальной базы, социальной и инженерной инфраструктурой, налоговых льгот.
Основными причинами неудач подобных проектов становились, как правило, следующие факторы:
- отсутствие продуманной стратегии создания,
- слабые связи с вузами,
- неудачное географическое расположение,
- отсутствие лидера команды менеджеров,
- спрос на здания и землю,
- бюрократические методы управления.
Изучив мировой опыт, мы приступили к созданию технико-внедренческой зоны (ТВЗ) в Томске с учетом особенностей законодательства России и специфики региона.
Почему ТВЗ создается именно в Томске? По ряду объективных факторов регион наиболее готов для реализации проекта, так как:
1. Обладает мощным многопрофильным научно-образовательным комплексом, в котором занята четверть населения города. Крупнейшие вузы со столетней историей пополняют экономику реги¬она квалифицированными кадрами. (Отбор лучших ведется во многих регионах России и стран СНГ.)
2. На протяжении более 10 лет в регионе ведется целенаправленная, последовательная работа по созданию инновационной инфраструктуры.
3. Региональные власти считают развитие инновационной деятельности ключевым направлением стратегического развития области (несмотря на то, что в области добывается нефть, газ, развита нефтехимическая отрасль) и создаются благоприятные условия для развития этого направления.
При создании в Томске ТВЗ исходили не из формирования новой инновационной структуры вместо существующей или параллельно ей, а наоборот, опирались на имеющиеся достижения вузов, НИИ, с целью их существенного развития с учетом новых возможностей. При этом предполагалось работать не только с проектами Томска, но и других регионов и прежде всего Сибирского отделения РАН.
При подборе резидентов мы будем ориентиро¬ваться на четыре основные группы проектов:
1. Состоявшиеся региональные высокотехнологические компании.
2. Начинающие фирмы, которые могут вырасти в перспективные компании.
3. Крупные известные российские компании (Газпром, Микроген и др.).
4. Ведущие зарубежные инновационные компании.
Томская ТВЗ имеет три основных направления специализации:
- новые материалы и нанотехнологии;
- IT и электроника;
- медицина и биотехнологии.
Особая экономическая зона в Томске будет находиться на двух земельных участках: Северная площадка (размером 4,7 га) в районе Нефтехимического комбината и Южная (размером 193 га) в районе Академгородка.
Так как к началу 2006 г. не было разработано стратегии формирования ТВЗ и не было ясности с объемами, сроками и условиями финансирования, решили начать реализацию проекта по двум параллельным направлениям:
1. Разработка долгосрочной концепции развития зоны с помощью стратегического партнера, имеющего опыт реализации подобных проектов и авторитет и потенциальных инвесторов.
2. В максимально короткие сроки и на средства частных инвесторов обустроить Северную площадку и приступить к практической работе.
В качестве такого инвестора выступил СИБУР. В течение трех месяцев была проведена реконструкция недостроенных зданий Томскнефтехима, обустроена территория и 26 апреля 2006 г. президент России В. В. Путин принял участие в открытии ОЭЗ и вручил свидетельство № 1- первому резиденту в России. НИОСТу - дочернему предприятию СИБУРА (фото 1 и 2 – не приводится – www.ROSEZ.RU). НИОСТ реализует в ТВЗ два проекта по разработкам Института катализа СО РАН:
1. Создание технологии производства сверхвысоко¬молекулярного полиэтилена (СВМПЭ).
2. Создание новых технологий производства титаномагниевого катализатора типа ИК-8-21.
В настоящее время первая пилотная установка запущена и первая опытная партия отечественной) СВМПЭ получена. Установка по производству титаномагниевого катализатора — в стадии создания. Ее запуск планируется в декабре текущего года.
Кроме того, с руководством СИБУРА решен вопрос о создании на Северной площадке современного исследовательского центра по полимерам, в котором будут работать около 300 человек с объемом инвестиций не менее 400 млн руб.
Для освоения Южной площадки мы начали с решения вопросов по улучшению транспортной доступности и строительству первого корпуса комплекса зданий новых материалов и нанотехнологий (площадью 10 тыс. м2), который будет состоять из экспериментально-производственных и лабораторно-офисных помещений. Его планируется ввести и эксплуатацию в 2007 г. На первом этапе в нем будут размещены не только резиденты, работающие в области новых материалов и нанотехнологий, но и всех других направлений, а также администрация зоны, службы коллективного пользования, инкубаторы бизнеса.
За это время мы планируем закончить разработку концепции зоны, составить мастер-план и презентовать его вместе со стратегическими партнерами в России и ведущих странах для привлечения инвесторов и «якорных компаний». Затем с учетом понимания комплексного развития зоны проектировать и строить новые объекты на современном уровне.
Основная цель концепции развития территории ОЭЗ — определение стратегии, предусматривающей ее финансово-маркетинговую привлекательность, оптимальные современные архитектурные (градостроительные) решения, учитывающие социальные, функциональные, инженерные, технические, эконо¬мические, экологические, архитектурно-художественные и иные требования к территории ОЭЗ. В разработке концепции участвуют сингапурская компании «Джуронг Консалтанс Лтд», ОАО «Особые экономические зоны», архитектурное бюро «АБД» Б.Левянта (Москва).
Па создание зоны запланированы следующие объемы бюджетных средств (млн. руб.):
2006 – 1650;
2007 – 2700;
2008 – 3370;
2009 – 3900;
2010 – 102,6
He меньшие средства планируется привлечь от частных инвесторов, которые заинтересованы в создании коммерческой недвижимости в зоне и на прилегающей территории.
Создание ОЭЗ с нашей точки зрения, благоприятно скажется на инвестиционном и предпринимательском климате территории региона, послужит дополнительным толчком для формирования динамично развивающейся, конкурентоспособной региональной экономики посредством развития наукоемких, высокотехнологических отраслей. Кроме того, создание ОЭЗ позволит сформировать новый стандарт качества уровня, условий труда, обучения и отдыха.
При реализации проекта создания технико-внедренческой зоны мы сталкиваемся с пересечением трех разных по своей сути, но тесно взаимосвязанных друг с другом, видов бизнеса: инновационного девелопмента и сервисных услуг.
Каждый бизнес имеет свою специфику, законо¬мерности функционирования, особенности развития и им должны заниматься профессионалы. Поэтому мы планируем по каждому из этих направлений привлечь специализированные профессионально подготовленные компании.
Роль координатора, обеспечивающего достижения целей ТВЗ и гармоничного сочетания интересов каждого участника, должна выполнять администрация зоны (территориальное управление Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами — ТУ РосОЭЗ). Эту регулирующую функцию можно реализовать при заключении договоров. Администрация зоны должна взаимодействовать со всеми органами управления и контроля всех уровней и обеспечить создание режима «одного окна». В свою очередь резиденты и другие участники могут влиять на происходящие в зоне процессы и ее администрацию через наблюдательный совет. По каждому из этих направлений у нас есть «компании-лидеры» и со временем мы надеемся создать кластер. Взаимодействие основных участников управления ОЭЗ схематично отражено на рис. 1. (не приводится – www.ROSEZ.RU)
ОАО «ОЭЗ ТВЗ-Томск» и ОАО «ОЭЗ» выполняют роль заказчика-застройщика, обеспечивают финансирование объектов ТВЗ на бюджетные средства, управляют создаваемой государством недвижимостью.
Управляющая компания по инновационной деятельности — это некоммерческая организация, главной задачей которой является создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности, коммерциализация разработок. В ее составе предполагается создать центры коллективного пользования в соответствии со специализацией зоны, которые будут оснащены современным уникальным оборудованием. Создание управляющей компании, формирование ее инфраструктуры мы планируем осуществить совместно с вузами, Томским научным центром РАН и мировым банком, с которым вместе с РосОЭЗ готовится для этих целей программа работ.
Несмотря на то, что создание ТВЗ находится на начальном этапе и не решены многие организационно-методические вопросы, ведутся предварительные работы по подбору потенциальных резидентов. В соответствии со специализаций зоны сформированы три рабочие группы:
1. Новые материалы и нанотехнологии — руководитель С. Г. Псахье, председатель ТНЦ СО РАН.
2. IT и электроника — руководитель Ю. А. Шурыгин, первый проректор ТУСУРа.
3. Медицина и биотехнологии — руководитель Л. Г. Огородова, проректор по научной работе Сибирского государственного медицинского университета (СГМУ).
Отбор проектов происходит следующим образом: экспертные группы рекомендуют проекты территориальному управлению РосОЭЗ, которые после подготовки необходимых документов (бизнес-планов, заявок) представляет их в экспертный совет, сформированный МЭРТ для рассмотрения и принятия решения.
Принятые льготы на федеральном и региональном уровне для резидентов, намеченные меры по реализации проекта создания ОЭЗ по нашим оценкам существенно снизит издержки организаций, которые придут работать в зону в качестве резидента (рис. 2 – не приводится www.ROSEZ.RU).
Совместными усилиями государства, региональных властей, вузов, НИИ и бизнеса реально в современных условиях создание специально функционирующей в Томске технико-внедренческой зоны, которая в свою очередь даст мощный толчок в дальнейшем развитии инновационной системы региона, научно-образовательного комплекса, предпринимательства (прежде всего в высокотехнологической сфере), активизирует внимание мирового бизнеса к нашим новым возможностям.
Источник - Журнал "Инновации", № 8 (95), 2006.