» Федеральный закон от 3 июня 2006 года N 76-ФЗ

Федеральный закон от 3 июня 2006 года N 76-ФЗ

 
 
 

 

3 июня 2006 года N 76-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
"ОБ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОНАХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Принят

Государственной Думой

19 мая 2006 года

 

Одобрен

Советом Федерации

26 мая 2006 года

 

Статья 1

 

Внести в Федеральный закон от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 30, ст. 3127) следующие изменения:

1) статью 3 изложить в следующей редакции:

 

"Статья 3. Цели создания особых экономических зон

 

Особые экономические зоны создаются в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции, транспортной инфраструктуры, а также туризма и санаторно-курортной сферы.";

 

2) в статье 4:

а) часть 1 дополнить пунктом 3 следующего содержания:

"3) туристско-рекреационные особые экономические зоны.";

б) часть 2 изложить в следующей редакции:

"2. Промышленно-производственные особые экономические зоны создаются на участках территории, которые имеют общую границу и площадь которых составляет не более чем двадцать квадратных километров. Технико-внедренческие особые экономические зоны создаются не более чем на двух участках территории, общая площадь которых составляет не более чем три квадратных километра.";

в) дополнить частью 2.1 следующего содержания:

"2.1. Туристско-рекреационные особые экономические зоны создаются на одном или нескольких участках территории, определяемых Правительством Российской Федерации.";

г) часть 3 изложить в следующей редакции:

"3. Особая экономическая зона, за исключением туристско-рекреационной особой экономической зоны, не может располагаться на территориях нескольких муниципальных образований. Особая экономическая зона, за исключением туристско-рекреационной особой экономической зоны, не должна включать в себя полностью территорию какого-либо административно-территориального образования.";

д) часть 4 изложить в следующей редакции:

"4. В особой экономической зоне, за исключением туристско-рекреационной особой экономической зоны, не допускается размещение объектов жилищного фонда.";

е) в части 5:

пункт 1 изложить в следующей редакции:

"1) разработка месторождений полезных ископаемых, их добыча, за исключением разработки месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов, их добычи, и металлургическое производство в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности;";

пункт 2 изложить в следующей редакции:

"2) переработка полезных ископаемых, за исключением промышленного розлива минеральных вод, иного использования природных лечебных ресурсов, и переработка лома цветных и черных металлов;";

ж) часть 6 изложить в следующей редакции:

"6. Правительство Российской Федерации может определять иные виды деятельности, осуществление которых не допускается в особой экономической зоне.";

3) в статье 5:

а) дополнить частью 3.1 следующего содержания:

"3.1. На момент создания туристско-рекреационной особой экономической зоны земельные участки, образующие эту зону (в том числе земельные участки, которые предоставлены для размещения и использования объектов инженерной, транспортной, социальной, инновационной и иной инфраструктуры этой зоны, объектов жилищного фонда и на которых размещены такие объекты), могут находиться во владении и (или) в пользовании граждан или юридических лиц. Земельные участки, образующие туристско-рекреационную особую экономическую зону, могут относиться к землям особо охраняемых территорий.";

б) дополнить частью 6 следующего содержания:

"6. На момент создания туристско-рекреационной особой экономической зоны на земельных участках, образующих эту зону, могут быть расположены объекты, находящиеся в государственной, муниципальной, частной собственности.";

4) в статье 6:

а) в части 4:

пункт 1 изложить в следующей редакции:

"1) объем и сроки финансирования создания инженерной, транспортной, социальной, инновационной и иной инфраструктуры особой экономической зоны за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета;";

пункт 4 изложить в следующей редакции:

"4) права на имущество, созданное за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета в соответствии с планом обустройства и материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории и расположенное в границах особой экономической зоны, а также на объекты инфраструктуры этой зоны, расположенные на прилегающей к особой экономической зоне территории и непосредственно с ней связанные;";

пункт 5 изложить в следующей редакции:

"5) порядок управления объектами недвижимости и объектами инфраструктуры, созданными за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета и расположенными в границах особой экономической зоны, а также порядок эксплуатации и содержания таких объектов, в том числе осуществления их капитального ремонта;";

пункт 6 изложить в следующей редакции:

"6) порядок владения, пользования и распоряжения имуществом, созданным за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета и расположенным в границах особой экономической зоны, после прекращения существования особой экономической зоны;";

б) часть 7 изложить в следующей редакции:

"7. Досрочное прекращение существования особой экономической зоны допускается только в случае, если:

1) это вызвано необходимостью защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей, обеспечения обороны страны и безопасности государства;

2) в течение трех лет с даты создания особой экономической зоны не заключено ни одного соглашения об осуществлении (ведении) промышленно-производственной, технико-внедренческой или туристско-рекреационной деятельности либо все ранее заключенные соглашения расторгнуты;

3) в течение трех лет подряд в особой экономической зоне ее резидентами не осуществляется промышленно-производственная, технико-внедренческая или туристско-рекреационная деятельность.";

5) часть 4 статьи 7 после слов "развития особой экономической зоны" дополнить словами ", контроля за реализацией этих планов";

6) в статье 8:

а) в части 1:

пункт 4 изложить в следующей редакции:

"4) осуществляют контроль за исполнением резидентом особой экономической зоны соглашения об осуществлении (ведении) промышленно-производственной, технико-внедренческой или туристско-рекреационной деятельности;";

пункт 7 изложить в следующей редакции:

"7) самостоятельно выполняют функции государственного заказчика по подготовке документации по планировке территории в границах особой экономической зоны и созданию инженерной, транспортной, социальной, инновационной и иной инфраструктуры этой зоны за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета или передают выполнение этих функций в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по нормативно-правовому регулированию в сфере создания и функционирования особых экономических зон, акционерному обществу, сто процентов акций которого принадлежит Российской Федерации;";

пункт 10 изложить в следующей редакции:

"10) организуют выдачу разрешений на строительство, а также получают технические условия присоединения к сетям инженерно-технического обеспечения и осуществляют передачу этих условий и разрешений на строительство индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, осуществляющим строительство или реконструкцию;";

б) часть 2 изложить в следующей редакции:

"2. Органы управления особыми экономическими зонами для выполнения своих функций по созданию за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета объектов недвижимости, расположенных в границах особой экономической зоны и на прилегающей к ней территории, и управлению этими и ранее созданными объектами вправе привлекать акционерное общество, сто процентов акций которого принадлежит Российской Федерации, или управляющую компанию в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по нормативно-правовому регулированию в сфере создания и функционирования особых экономических зон.";

7) в статье 9:

а) дополнить частью 2.1 следующего содержания:

"2.1. Резидентами туристско-рекреационной особой экономической зоны признаются индивидуальный предприниматель, коммерческая организация (за исключением унитарного предприятия), зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации на территории муниципального образования, в границах которого расположена особая экономическая зона (на территории одного из муниципальных образований, если туристско-рекреационная особая экономическая зона расположена на территориях нескольких муниципальных образований), и заключившие с органами управления особыми экономическими зонами соглашение об осуществлении туристско-рекреационной деятельности в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом.";

б) часть 4 изложить в следующей редакции:

"4. Органы управления особыми экономическими зонами вносят в реестр резидентов особой экономической зоны запись о регистрации указанного лица в течение трех дней с даты подписания с ним соглашения об осуществлении (ведении) промышленно-производственной, технико-внедренческой или туристско-рекреационной деятельности.";

в) часть 7 изложить в следующей редакции:

"7. Органы управления особыми экономическими зонами представляют в таможенный и налоговый органы в сроки, указанные в части 6 настоящей статьи, копию соглашения об осуществлении (ведении) промышленно-производственной, технико-внедренческой или туристско-рекреационной деятельности.";

г) часть 8 изложить в следующей редакции:

"8. Лишение лица статуса резидента особой экономической зоны допускается только в судебном порядке в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, и влечет за собой прекращение действия соглашения об осуществлении (ведении) промышленно-производственной, технико-внедренческой или туристско-рекреационной деятельности.";

д) в части 9 слово "лишения" заменить словами "получения вступившего в законную силу решения суда о лишении";

8) статью 10 дополнить частью 2.1 следующего содержания:

"2.1. Резидент туристско-рекреационной особой экономической зоны вправе осуществлять в особой экономической зоне только туристско-рекреационную деятельность в пределах, предусмотренных соглашением об осуществлении туристско-рекреационной деятельности. Для целей настоящего Федерального закона под туристско-рекреационной деятельностью понимается деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по строительству, реконструкции, эксплуатации объектов туристской индустрии, объектов, предназначенных для санаторно-курортного лечения, медицинской реабилитации и отдыха граждан, а также туристская деятельность и деятельность по разработке месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов, их добыче и использованию, в том числе деятельность по санаторно-курортному лечению и профилактике заболеваний, медицинской реабилитации, организации отдыха граждан, промышленному розливу минеральных вод.";

9) в статье 11:

а) часть 2 после слова "осуществляются" дополнить словами "органами государственного контроля (надзора)";

б) часть 3 после слов "Плановые комплексные проверки проводятся" дополнить словами "органами государственного контроля (надзора)";

в) часть 9 после слов "в соответствии с законодательством Российской Федерации" дополнить словами "и уведомляют органы управления особыми экономическими зонами о выявленных нарушениях";

10) в статье 12:

а) часть 1 изложить в следующей редакции:

"1. По соглашению об осуществлении (ведении) промышленно-производственной деятельности резидент особой экономической зоны обязуется в течение срока действия соглашения осуществлять в особой экономической зоне промышленно-производственную деятельность, которая предусмотрена соглашением, в том числе осуществить инвестиции в объеме и в сроки, которые предусмотрены соглашением, а органы управления особыми экономическими зонами обязуются в срок, указанный в соглашении, заключить с резидентом особой экономической зоны договор аренды земельного участка, расположенного в границах особой экономической зоны и прошедшего кадастровый учет за счет резидента, для осуществления промышленно-производственной деятельности на срок действия соглашения, если меньший срок не заявлен резидентом. Примерная форма договора аренды земельного участка и методика расчета арендной платы устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по нормативно-правовому регулированию в сфере создания и функционирования особых экономических зон. Арендная плата и иные платежи за переданный в аренду земельный участок поступают в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.";

б) часть 3 признать утратившей силу;

11) часть 6 статьи 17 изложить в следующей редакции:

"6. Органы управления особыми экономическими зонами организуют получение резидентом особой экономической зоны разрешения на строительство.";

12) часть 4 статьи 20 изложить в следующей редакции:

"4. В случае если органы управления особыми экономическими зонами отказываются заключить договор аренды земельного участка, резидент особой экономической зоны имеет право обратиться в суд с требованием о расторжении соглашения об осуществлении (ведении) промышленно-производственной деятельности или о заключении договора аренды земельного участка.";

13) во втором предложении части 4 статьи 22 слова ", порядок его заключения" исключить, слова "размер арендной платы" заменить словами "методика расчета арендной платы";

14) часть 6 статьи 27 изложить в следующей редакции:

"6. Органы управления особыми экономическими зонами организуют получение резидентом особой экономической зоны разрешения на строительство.";

15) дополнить главой 6.1 следующего содержания:

 

"Глава 6.1. СОГЛАШЕНИЕ ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ

ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Статья 31.1. Предмет соглашения об осуществлении туристско-рекреационной деятельности

 

1. По соглашению об осуществлении туристско-рекреационной деятельности резидент особой экономической зоны обязуется осуществлять в особой экономической зоне туристско-рекреационную деятельность, предусмотренную соглашением, в течение срока его действия, а органы управления особыми экономическими зонами обязуются заключить с резидентом особой экономической зоны договор аренды земельного участка, расположенного в границах особой экономической зоны и прошедшего кадастровый учет за счет резидента, в срок, указанный в соглашении, на срок его действия, если меньший срок не заявлен резидентом.

2. Соглашение об осуществлении туристско-рекреационной деятельности может предусматривать обязанность органов управления особыми экономическими зонами заключать с резидентом особой экономической зоны договор аренды государственного или муниципального недвижимого имущества, расположенного на земельных участках в границах особой экономической зоны, на срок действия соглашения, если меньший срок не заявлен резидентом. Примерная форма договора аренды и методика расчета арендной платы устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по нормативно-правовому регулированию в сфере создания и функционирования особых экономических зон. Арендная плата и иные платежи за государственное или муниципальное недвижимое имущество, расположенное на земельных участках в границах особой экономической зоны, поступают в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Соглашение об осуществлении туристско-рекреационной деятельности должно предусматривать срок представления резидентом особой экономической зоны в органы управления особыми экономическими зонами проектной документации, необходимой для осуществления мероприятий, предусмотренных бизнес-планом, для проведения экспертизы такой документации.

4. Резидент особой экономической зоны не вправе передавать свои права и обязанности по соглашению об осуществлении туристско-рекреационной деятельности другому лицу.

5. Типовая форма соглашения об осуществлении туристско-рекреационной деятельности утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по нормативно-правовому регулированию в сфере создания и функционирования особых экономических зон.

 

Статья 31.2. Документы, необходимые для заключения соглашения об осуществлении туристско-рекреационной деятельности

 

1. Лицо, намеревающееся получить статус резидента особой экономической зоны, представляет в органы управления особыми экономическими зонами заявку на заключение соглашения об осуществлении туристско-рекреационной деятельности, содержащую:

1) сведения о предполагаемой деятельности заявителя, соответствующей типу особой экономической зоны;

2) сведения о площади земельного участка, необходимого для осуществления предполагаемой деятельности заявителя;

3) сведения о государственном и (или) муниципальном имуществе, необходимом для осуществления предполагаемой деятельности заявителя.

2. Заявитель прилагает к заявке на заключение соглашения об осуществлении туристско-рекреационной деятельности:

1) копию свидетельства о государственной регистрации;

2) копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;

3) копии учредительных документов (для юридических лиц);

4) бизнес-план, форма которого устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по нормативно-правовому регулированию в сфере создания и функционирования особых экономических зон;

5) положительное заключение на представленный заявителем бизнес-план, подготовленное банком или иной кредитной организацией, которые соответствуют критериям, установленным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по нормативно-правовому регулированию в сфере создания и функционирования особых экономических зон;

6) иные документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации для осуществления туристско-рекреационной деятельности.

3. Документы, указанные в частях 1 и 2 настоящей статьи, принимаются органами управления особыми экономическими зонами по описи. Копию описи с отметкой о дате приема документов органы управления особыми экономическими зонами направляют или вручают заявителю.

4. Не позднее чем через десять рабочих дней после приема документов, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, органы управления особыми экономическими зонами принимают и направляют заявителю решение о поддержке бизнес-плана и о заключении соглашения об осуществлении туристско-рекреационной деятельности в срок, указанный в части 1 статьи 31.3 настоящего Федерального закона, или об отказе в заключении соглашения об осуществлении туристско-рекреационной деятельности с указанием мотивированных оснований отказа.

5. Отказ в заключении соглашения об осуществлении туристско-рекреационной деятельности допускается в случае:

1) непредставления заявителем документов, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи;

2) отсутствия в особой экономической зоне свободного земельного участка, отвечающего условиям, указанным в заявке на заключение соглашения об осуществлении туристско-рекреационной деятельности;

3) отсутствия в особой экономической зоне государственного или муниципального имущества, отвечающего условиям, указанным в заявке на заключение соглашения об осуществлении туристско-рекреационной деятельности, и не переданного во владение и (или) в пользование третьим лицам;

4) несоответствия предполагаемой деятельности заявителя видам деятельности, осуществление которых разрешено в особой экономической зоне;

5) несоответствия бизнес-плана условиям, указанным в заявке на заключение соглашения об осуществлении туристско-рекреационной деятельности.

6. Решение органов управления особыми экономическими зонами об отказе в заключении соглашения об осуществлении туристско-рекреационной деятельности может быть обжаловано в судебном порядке.

 

Статья 31.3. Порядок заключения соглашения об осуществлении туристско-рекреационной деятельности

 

1. Органы управления особыми экономическими зонами подготавливают и заключают с заявителем соглашение об осуществлении туристско-рекреационной деятельности в течение десяти рабочих дней с даты принятия решения о поддержке бизнес-плана и о заключении соглашения об осуществлении туристско-рекреационной деятельности на условиях, указанных в заявке на заключение соглашения об осуществлении туристско-рекреационной деятельности.

2. Соглашение об осуществлении туристско-рекреационной деятельности вступает в силу со дня его подписания сторонами.

 

Статья 31.4. Форма соглашения об осуществлении туристско-рекреационной деятельности

 

Соглашение об осуществлении туристско-рекреационной деятельности заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами.

 

Статья 31.5. Срок действия соглашения об осуществлении туристско-рекреационной деятельности

 

Соглашение об осуществлении туристско-рекреационной деятельности заключается на срок, не превышающий срока, оставшегося до прекращения существования особой экономической зоны.

 

Статья 31.6. Порядок проведения экспертизы проектной документации

 

1. Резидент особой экономической зоны в срок, предусмотренный соглашением об осуществлении туристско-рекреационной деятельности, направляет в органы управления особыми экономическими зонами проектную документацию, необходимую для осуществления мероприятий, предусмотренных бизнес-планом, на экспертизу.

2. Органы управления особыми экономическими зонами обеспечивают проведение экспертизы проектной документации за счет резидента особой экономической зоны в соответствии с законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

3. Экспертиза проектной документации проводится в срок, не превышающий сорока пяти дней с даты представления всех необходимых документов.

4. Экспертиза проектной документации проводится уполномоченными исполнительными органами государственной власти и оформляется решением органов управления особыми экономическими зонами в виде сводного экспертного заключения на проектную документацию.

5. Порядок взаимодействия исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченных на проведение экспертизы проектной документации, и органов управления особыми экономическими зонами, а также порядок взаимодействия исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований, уполномоченных на проведение экспертизы проектной документации, и органов управления особыми экономическими зонами устанавливаются соглашением о создании особой экономической зоны. Порядок взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на проведение экспертизы проектной документации, и органов управления особыми экономическими зонами устанавливается совместно федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по нормативно-правовому регулированию в сфере создания и функционирования особых экономических зон, и соответствующими федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными осуществлять функции по нормативно-правовому регулированию в сфере осуществления градостроительной деятельности.

6. Органы управления особыми экономическими зонами организуют выдачу резиденту особой экономической зоны разрешения на строительство.

 

Статья 31.7. Изменение условий соглашения об осуществлении туристско-рекреационной деятельности

 

1. В случае если резидент особой экономической зоны намерен изменить условия соглашения об осуществлении туристско-рекреационной деятельности, он представляет в органы управления особыми экономическими зонами следующие документы:

1) бизнес-план, форма которого устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по нормативно-правовому регулированию в сфере создания и функционирования особых экономических зон;

2) положительное заключение на представленный заявителем бизнес-план, подготовленное банком или иной кредитной организацией, которые соответствуют критериям, установленным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по нормативно-правовому регулированию в сфере создания и функционирования особых экономических зон;

3) иные документы, предусмотренные пунктом 6 части 2 статьи 31.2 настоящего Федерального закона.

2. Документы, указанные в части 1 настоящей статьи, принимаются органами управления особыми экономическими зонами по описи. Копию описи с отметкой о дате приема документов органы управления особыми экономическими зонами направляют или вручают заявителю.

3. Не позднее чем через десять рабочих дней с даты приема документов, указанных в части 1 настоящей статьи, органы управления особыми экономическими зонами принимают и направляют резиденту особой экономической зоны решение об изменении условий соглашения об осуществлении туристско-рекреационной деятельности или об отказе в изменении условий соглашения об осуществлении туристско-рекреационной деятельности.

 

Статья 31.8. Прекращение действия соглашения об осуществлении туристско-рекреационной деятельности

 

Действие соглашения об осуществлении туристско-рекреационной деятельности прекращается в случае:

1) окончания срока, на который соглашение об осуществлении туристско-рекреац