» Приложение F.1 О свободных зонах к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция)

Приложение F.1 О свободных зонах к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция)


О СВОБОДНЫХ ЗОНАХ

Приложение F.1
к "Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция)"
Заключена в г. Киото 18.05.1973 г.

Введение


     Некоторые государства давно уже считают необходимым поощрять развитие своей внешней торговли и международной торговли в целом путем предоставления на неопределенный срок освобождения от таможенных пошлин и налогов товаров, помещенных на часть их территории, на которой они обычно рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории. Товары, таким образом помещенные, не подлежат обычному таможенному контролю.
     В настоящем Приложении на часть такой территории ссылаются как на "свободную зону", хотя в некоторых странах она также известна под различными иными наименованиями, такими как "свободный порт", "свободный склад".
     Различие может быть проведено между торговыми и промышленными свободными зонами. В торговых свободных зонах разрешенные операции обычно ограничены теми операциями, которые необходимы для сохранения товаров, и обычными операциями по улучшению их упаковки или приведению их в пригодное для продажи на рынке состояние, или подготовке их к отгрузке. В промышленных свободных зонах разрешаются операции по переработке.
     Хотя товары, помещенные в свободные зоны обычно рассматриваются с точки зрения взимания импортных таможенных пошлин и налогов как находящиеся вне таможенной территории, некоторые положения, установленные государством, могут применяться, например, запреты и ограничения в силу законодательства данного государства. Таможня также осуществляет определенный контроль в свободной зоне с тем, чтобы обеспечить проведение операций в соответствии с установленными требованиями.
     Товары, помещенные в свободную зону с таможенной территории обычно освобождаются от импортных таможенных пошлин и налогов или таковые возвращаются, равно как пошлины и налоги при экспорте.
     Когда товары, переработанные в свободных зонах, разрешено поместить на таможенную территорию для отечественного потребления, то они подлежат обложению импортными таможенными пошлинами и налогами, как если бы они были непосредственно импортированы из-за границы. Однако специальные методы оценки стоимости, установленные законодательством данной страны будут применяться в отношении иностранных товаров, переработанных в свободной зоне, или использованных товаров отечественного происхождения, или товаров, импортированных с уплатой импортных таможенных пошлин и налогов, но освобождаемые от их уплаты или возвращаемые при помещении в свободную зону.
     В некоторых странах таможенный режим, подобный свободным зонам, предоставляется по всей их территории в контексте иных таможенных процедур, таких как таможенные склады, возврат пошлин, временный допуск для переработки внутри страны и таможенный транзит.

Определения
     Для целей настоящего Приложения:
     a) Понятие "свободная зона" означает часть государственной территории, в которой помещенные там товары рассматриваются с точки зрения взимания импортных таможенных пошлин и налогов как находящиеся вне таможенной территории и не подлежащие обычному таможенному контролю.
     Примечание. Различие может быть проведено между торговыми и промышленными свободными зонами. В торговых свободных зонах товары поступают до их нереализации и переработка или производство обычно запрещены. Товары, поступающие в промышленные свободные зоны могут быть подвергнуты разрешенной переработке.

     b) Понятие "таможенная территория" означает территорию, на которой таможенное законодательство данного государства применяется в полной мере.
     c) Понятие "импортные пошлины и налоги" означают таможенные пошлины и все другие пошлины, налоги и сборы, которые взимаются при импорте товаров или в связи с их импортом, за исключением тех сборов, которые ограничиваются соответствующей стоимостью оказанных услуг.
     d) Понятие "таможенный контроль" означает меры, которые принимаются для обеспечения применения тех законов и подзаконных актов, контроль за соблюдением которых возложен на таможню.
     e) Понятие "лицо" означает как юридические, так и физические лица, если по контексту не понимается иное.

Принцип
     1. Стандарт. Таможенное регулирование в свободных зонах должно применяться с соблюдением положений настоящего Приложения к Конвенции.

Создание свободной зоны
     2. Стандарт. Законодательство данной страны должно определить требования к созданию свободных зон, виды товаров, допускаемых в такие зоны и характер операций, которые можно осуществлять в отношении этих товаров.
     Примечания. 1. Свободные зоны обычно создаются в морских и речных портах, аэропортах и местах с аналогичными географическими преимуществами.
     2. В соответствии с законодательством данной страны свободные зоны могут управляться таможенными властями, другими властями или физическими либо юридическими лицами.
     3. Стандарт. Требования о строительстве и дислокации свободной зоны, организации таможенного контроля должны определяться таможенными властями.
     Примечания. 1. Таможенные власти могут потребовать, чтобы свободные зоны были закрытыми (охраняемыми); они могут также ввести на ограничения средств доступа в такие зоны и установить часы работы в них.
     2. Для целей контроля таможенные власти вправе, в частности, - вести постоянное или периодическое наблюдение за средствами доступа в свободную зону, - требовать от лиц, помещающих в свободные зоны товары, вести учет и отчетность по обороту товаров с целью таможенного контроля, - осуществлять проверки на месте товаров с тем, чтобы убедиться, что совершаются лишь разрешенные операции с товарами и что неразрешенные товары не помещены в свободную зону.
     4. Стандарт. Таможенные власти вправе проводить в любое время проверки товаров, хранящиеся в помещениях любого лица, поместившего товары в свободную зону.
Допускаемые товары
     5. Рекомендуемая практика. Допуск товаров в свободную зону не должен сопровождаться условием о конкретном количестве помещаемого или хранящегося товара.
     6. Стандарт. Доступ в свободную зону должен быть разрешен не только в отношении товаров, импортированных непосредственно из-за границы, но и в отношении товаров, поступающих с таможенной территории данного государства. Примечание. Товары, поступающие с таможенной территории данного государства могут товары, предназначенные для свободного обращения, или товары, помещенные в режим, допускающий условное освобождение от импортных пошлин и налогов, или переработку товаров.
     7. Стандарт. Допущенные в свободную зону товары, в отношении которых импортные таможенные пошлины и налоги не взимаются или подлежат возврату, в случае из экспорта должны освобождаться от этих пошлин и налогов либо получить из компенсацию, немедленно при поступлении указанных товаров в свободную зону.
     8. Стандарт. Допущенные в свободную зону товары, в отношении которых внутренние налоги не взимаются или подлежат возврату, в случае их экспорта должны освобождаться от этих налогов либо получить их компенсацию, немедленно при поступлении указанных товаров в свободную зону.
     Примечание. Освобождение или компенсация обычно делаются немедленно после поступления товаров в свободную зону. В особых случаях освобождение или компенсация могут быть сделаны при вывозе с территории данного государства. В исключительных случаях может требоваться подтверждение страны назначения о прибытии товара.
     9. Стандарт. В допуске товара в свободную зону нельзя отказывать единственно на основании страны происхождения товара, страны, из которой он прибыл или страны назначения товара.
     10. Стандарт. В допуске в свободную зону товаров, поступивших из-за границы, не может быть отказано на том основании, что товары подлежат ограничениям или запретам, за исключением тех, которые введены по соображениям общественной морали или порядка, общественной безопасности, защиты здоровья людей либо ветеринарным или фитопатологическим соображениям, либо для защиты патентов, торговых марок и авторских прав.
     11. Рекомендуемая практика. Товары, которые отнесены к категории опасных и которые явно могут нанести ущерб другим товарам либо которые требуют специального помещения, могут быть допущены только в свободные зоны, специально приспособленные для их приема.
Помещение в свободную зону
     12. Стандарт. Когда документ должен быть представлен в таможню в отношении товаров, поступивших в свободную зону непосредственно из-за границы без пересечения таможенной территории данного государства, таможенные власти не должны требовать более чем одного коммерческого или официального документа (коммерческого счета, транспортной накладной, экспедиторской расписки и т.д.), дающего основные сведения о товаре.
     13. Рекомендуемая практика. Доступ в свободную зону товаров с таможенной территории данного государства или товаров, которые пересекли эту территорию транзитом, не должен влечь за собою представления дополнительных документов кроме грузовой таможенной декларации, которая обычно требуется на такой территории при экспорте, реэкспорте или транзите товаров.
     14. Стандарт. Таможенные власти не должны требовать охрану для сопровождения товаров, поступающих в свободную зону.
     15. Стандарт. Когда таможенные власти осуществляют контроль в отношении товаров, предназначенных для свободной зоны, они должны принять лишь такую меру, которая представляется существенной для обеспечения применения тех законов и подзаконных актов, за соблюдение которых таможенные власти несут ответственность.
     Примечание. В частности, таможня вправе обеспечить, чтобы только товары определенного вида поступили в свободную зону и были соблюдены соответствующие запреты и ограничения.
Разрешенные операции
     16. Стандарт. В дополнение к погрузке, разгрузке, перевалке и хранению в отношении товаров, поступающих в торговую свободную зону должно быть разрешено совершение операций, необходимых для их сохранности и обычных действий по улучшению их упаковки и приведение в состояние пригодности для реализации на рынке или подготовки их к отгрузке, таких как сепарация грузов, отгружаемых навалом, группирование упакованных грузовых мест, сортировка товаров и переупаковка.
     17. Стандарт. Операция по переработке товаров, поступающих в промышленные свободные зоны, могут быть определены компетентными властями в форме общих условий или детально как действующие во всей свободной зоне либо в отношении конкретного предприятия, которое уполномочено на совершение операций по переработке товаров.
     Примечание. Право совершения операций по переработке может быть обусловлено тем, что компетентные власти рассматривают предлагаемые операции по переработке как передовые для национальной экономики.
     18. Стандарт. Законодательство данной страны должно перечислить случаи, при которых товары, потребляемые в свободной зоне, освобождаются от таможенных пошлин и налогов, и сформулировать требования, которые должны соблюдаться.
     Примечания. 1. Свободный доступ товаров может сопровождаться не только в отношении освобождения от импортных пошлин и налогов, но и от внутренних налогов.
     2. Может также разрешаться такой свободный доступ в отношении оборудования, используемого исключительно в свободной зоне.
Передача права собственности
     19. Стандарт. Должна разрешаться передача права собственности на товары, поступившие в свободную зону.
     Примечания. 1. Может быть запрещена розничная торговля в свободной зоне. 2. Товары, поступившие в свободную зону, могут быть использованы для снабжения судов и самолетов.
Уничтожение
     20. Стандарт. В отношении товаров, поступивших в свободную зону, должно быть разрешение на их уничтожение или признание их не имеющими коммерческой ценности под контролем таможни.
Продолжительность нахождения в свободной зоне
     21. Стандарт. Не должно вводиться каких-либо ограничений на продолжительность нахождения товаров в свободной зоне.
Удаление из свободной зоны
     22. Стандарт. Когда должен быть представлен документ в таможню в отношении товаров, которые удаляются из свободной зоны для непосредственной поставки на экспорт без пересечения таможенной территории данного государства, таможня не должна требовать представления более чем одного коммерческого или официального документа (коммерческий счет, транспортная накладная, экспедиторская расписка и т.д.), который дает основные сведения о товарах.
     23. Стандарт. Единственной декларацией, которая требуется для товаров, поступивших с таможенной территории данного государства, при удалении их из свободной зоны, является обычная грузовая таможенная декларация.
     24. Рекомендуемая практика. Товары, разрешенные к перемещению из свободной зоны на таможенную территорию данного государства, должны иметь возможность быть отнесенными в режим условного освобождения от пошлины или режим переработки на тех же условиях, что применяются к товарам, непосредственно импортированным из-за границы.
     25. Стандарт. В законодательстве данного государства должен быть указан срок для определения стоимости и количества товаров, которые могут быть использованы для отечественного потребления при удалении их из свободной зоны и ставки импортных таможенных пошлин и налогов, применимых к ним.
     26. Стандарт. В законодательстве данного государства должны быть указаны правила, применяемые в отношении размера таможенных пошлин и налогов после обработки и переработки в свободной зоне.
     Примечания. 1 Размеры импортных таможенных пошлин и налогов, взимаемых с товаров, поступающих для отечественного потребления после переработки в свободной зоне могут быть ограничены размером импортных таможенных пошлин и налогов, взимаемых с используемых товаров иностранного происхождения государством, в котором они поступили в свободную зону, с добавлением, если использованы товары отечественного происхождения или товары, импортированные с уплатой импортной таможенной пошлины и налогов, размера освобождения от уплаты или компенсации при уплате внутренних налогов или импортных таможенных пошлин и налогов при поступлении этих товаров в свободную зону.
     2. Специальная процедура оценки может быть предусмотрена в отношении оборудования, которое используется для переработки товаров, поступивших в свободную зону без уплаты пошлин и налогов.
Ликвидация свободной зоны
     27. Стандарт. В случае ликвидации свободной зоны заинтересованным лицам должно быть дано время, достаточное для того, чтобы распорядиться принадлежащими им товарами.
Информация о свободных зонах
     28. Стандарт. Таможенные власти должны обеспечить доступность для любых заинтересованных лиц всей соответствующей информации о таможенном регулировании в свободных зонах