На заседании столичного правительства, где рассматривались проекты планировок двух площадок ОЭЗ - "Алабушево" и "МИЭТ", мэр Москвы Юрий Лужков обратил внимание на слабую работу по привлечению резидентов в особую экономическую зону технико-внедренческого типа "Зеленоград".
Напомним: Москва получила право на создание в Зеленограде технико-внедренческой особой экономической зоны в результате конкурса, проведенного министерством экономического развития и торговли. Между Москвой и Федерацией было подписано соглашение о создании ОЭЗ в Зеленограде. Обе стороны обязуются израсходовать каждая по 1 миллиарду 400 миллионов рублей на строительство транспортной и инженерной инфраструктур на двух участках: 145 гектарах в промзоне Алабушево и 5 гектарах на территории Инновационного комплекса Московского государственного института электронной техники. Планировалось, что резиденты - компании, которые зарегистрируются и будут работать в экономической зоне, необходимые им здания и сооружения построят сами.
Александр Кузьмин, глава Москомархитектуры, представил на заседании правительства проекты планировки территорий. "Алабушево" предполагает строительство буквально с нуля одного миллиона квадратных метров производственных площадей. Создание площадки повлечет за собой активное развитие транспортной инфраструктуры, в частности, организацию скоростного движения по Октябрьской железной дороге от Ленинградского вокзала до платформы "Алабушево", расширение и реконструкцию разных участков Ленинградского шоссе, а также строительство новых дорог, путепроводов, мостов и стоянок. На площадке планируется разместить таможенный терминал, инновационный бизнес-центр, административно-деловой центр с выставочным комплексом и вертолетной площадкой, ресурсный центр переподготовки кадров. А "МИЭТ" появится на основе уже существующей базы - при Московском институте электронной техники. Создание площадки повлечет за собой реконструкцию некоторых улиц, а также строительство путепровода через Ленинградское шоссе на отметке 37-й километр.
Префект Зеленоградского административного округа Анатолий Смирнов добавил, что транспортную проблему ОЭЗ планируется решить организацией съезда с новой скоростной трассы "Москва-Петербург", а также железнодорожным сообщением по направлению Москва-Алабушево. По его словам, строительство ОЭЗ потребует вывода нескольких десятков объектов, 98 жилых домов, среди которых Кострома дома из бруса, пожарного депо, а также центра кинологической службы ГУВД Москвы. "Все эти вопросы практически решены, сейчас по 30 домам ведутся согласительные мероприятия с жильцами", - заявил он.
Юрий Лужков высоко оценил проекты планировок, но подчеркнул, что процесс реализации проектов должен быть ускорен.
Напомним, недавно добро мэра получил и проект программы реорганизации производственных территорий столицы на примере Южного административного округа города. Там планируется реорганизовать 17 промзон. По словам Александра Кузьмина, из 2,5 тысячи гектар промзон около 1,5 тысячи га планируется оставить за производствами, а остальные - реорганизовать.
На их месте появятся такие объекты, как Московский городской технопарк "Нагатино-ЗИЛ", многофункциональный комплекс "Кристальный остров", общественно-деловой центр на территории АМО "ЗИЛ", центр всесезонных видов спорта "Московские Альпы" и т. д. Будут построены новые объекты инженерной инфраструктуры: газотурбинные установки в производственных зонах "ЗИЛ", "Верхние Котлы" и "Котляково", а также электроподстанции мощностью 110 кВ - "Кожевническая", "Донская", "Царицынская", "Нагатинская", "Ново-Сенная" и "Ново-Гоголево". По словам Константина Королевского, первого заместителя департамента градостроительной политики, развития и реконструкции, программа также предполагает строительство 136 км улично-дорожной сети, в том числе первые очереди дублера Варшавского шоссе и Южной рокады, сокращение площади санитарно-защитных зон и увеличение площади территорий природного комплекса округа. На части территории Королевский предложил построить более 20 млн. кв. метров жилья.
Юрий Лужков дал поручение правительству как можно скорее взяться за разработку более общей программы промышленного развития Москвы до 2030 года.
Кристина Полищук
Источник - Российская газета, N44, 02.03.2007, с. 11