В октябре пять из семи итоговых концепций развития туристско-рекреационных особых экономических зон были представлены в Федеральном агентстве по управлению ОЭЗ (РосОЭЗ).
Алтайская «Бирюзовая Катунь» была отмечена как лидер по реализации проекта - не только в организационно-управленческом отношении, но и в подготовке инфраструктуры.
В алтайской зоне - кстати, самой большой по площади из всех семи - уже выстроены искусственные водоемы для купания и рыбной ловли, два горнолыжных спуска и три круглогодичных гостиничных комплекса. Но массовой застройки, согласно общероссийскому графику, здесь еще не ведется. Строить особую экономическую зону туристско-рекреационного типа «Бирюзовая Катунь» - и ее объекты инфраструктуры, и сами туристические комплексы - начнут в 2009 году. В следующем году в РосОЭЗ еще будут утверждаться проекты планировки всех семи российских туристских зон. По большому счету, все, что происходило до этого, было подготовительным этапом. В том числе - первое заседание наблюдательного совета и последовавшая за ним большая презентация проекта для общественности края.
По словам заместителя руководителя РосОЭЗ Андрея Алпатова, при разработке концепций развития российских зон в первую очередь учитывались "природные данные" территорий. Например, главной гордостью Краснодарского края, безусловно, является Черное море, поэтому отдых в "Новой Анапе" будет связан, в первую очередь, с аквапарками, океанарием и пляжами общей протяженностью около шести километров. По идее разработчиков концепции, краснодарская зона должна "переманить" 10 процентов наших сограждан (порядка 300 тысяч человек), предпочитающих отдых в Турции и Египте.
В ставропольском "Сердце минеральных вод", что под Пятигорском, благодаря источникам лечебных минеральных вод за основу решили взять оздоравливающий туризм - зона будет позиционироваться как "самый престижный в стране центр оздоровления и гольфа". «Алтайская долина» в соседней с нами Республике Алтай позиционируется как "отдых в гармонии с природой". Несмотря на реализацию амбициозного проекта горнолыжного комплекса "Манжерок" на склоне Синюхи, она провозглашена местом "спокойного семейного отдыха".
Зона Алтайского края названа первым единым комплексом для молодежи и состоятельных искателей приключений. Правда, тут же оговаривается, что "Алтайский парк приключений" будет рад принять гостей всех возрастов: площадь более чем в три квадратных километра позволит разместиться и не мешать друг другу и любителям шумных ночных дискотек, и ценителям тишины и относительной уединенности.
Для поддержания заданной тональности центра экстремальных развлечений в "Бирюзовой Катуни" планируется развивать, прежде всего, всевозможные разновидности активного времяпрепровождения - от альпинизма до дайвинга (правда, где потенциальным посетителям зоны предлагается заниматься подводным плаванием, пока не афишируется). По словам Андрея Алпатова, когда для российских зон выбирались приоритетные направления развития, основной задачей было тематически развести "Бирюзовую Катунь" и "Алтайскую долину", чтобы "эти зоны не конкурировали между собой, а наоборот - дополняли, и люди, посетившие одну из них, потом могли удвоить свои впечатления, посетив и вторую".
Эту идею не отрицают и ученые. В частности, на прошедшей недавно в Барнауле и Горно-Алтайске международной конференции "Рекреационное природопользование, туризм и устойчивое развитие регионов" Анна Александрова, представляющая МГУ имени Ломоносова, подняла тему туристских кластеров. В мире это явление уже известно: например, в США развился кластер развлекательного туризма, в Австралии - экотуризм. По мнению Анны Александровой, две алтайские зоны со временем с большой долей вероятности образуют аналогичный кластер. Одной из главных предпосылок для этого выступает географическая близость "Алтайской долины" и "Бирюзовой Катуни". Кстати, то же самое относится к Бурятии и Иркутской области - две зоны, образованные на разных берегах Байкала, практически неминуемо сольются в туристский кластер.
С научной точки зрения, предлагаемый этим образованием продукт только выигрывает, поскольку большая концентрация участников турдеятельности на относительно небольшой территории (по подсчетам, в обеспечении семидневного отдыха туриста задействованы порядка 30 фирм) обяжет их сочетать кооперацию с конкуренцией. В итоге это должно выливаться в высокое качество услуг и оправданные цены на них. Хотя говорить о ценовой политике еще рано.
В "Бирюзовой Катуни", по словам Андрея Алпатова, не планируется строить пятизвездочных отелей. При этом, по мнению главы администрации Алтайского края Александра Карлина, потенциальной целевой аудитории "Бирюзовой Катуни" - молодежи - не нужно "прибедняться": ночные клубы в краевом центре всегда заполнены, значит, деньги на развлечения находятся, из автомобильных средств молодые люди предпочитают не "Оку", а современные иномарки. Кроме того, у алтайских парней и девушек перед, например, столичными сверстниками будет значительное преимущество - не придется тратиться на перелет через полстраны.
P.S. К застройке "Бирюзовой Катуни" проявляют интерес зарубежные инвесторы. Одними из последних свои услуги предлагали турецкие бизнесмены. На первоначальном этапе они готовы вложить в алтайские туристскую и игорную зоны 800 миллионов долларов, в общей сложности сумма заявленных инвестиций достигает порядка 30 миллиардов.
Для будущих резидентов, которые еще не определены, предусмотрены налоговые послабления. На пять лет застройщики освободятся от налога на имущество организаций и от земельного налога. Для них на четыре процента будет снижен налог на прибыль организаций. В отношении основных средств к основной норме амортизации будет применяться специальный коэффициент (не выше двух).
Для резидентов не будут применяться акты законодательства о налогах и сборах, ухудшающие положение налогоплательщиков, - эта норма будет действовать в течение всего срока соглашения об осуществлении туристско-рекреационной деятельности. Арендная плата за земельные участки будет составлять не более двух процентов от их кадастровой стоимости в год.
Источник - "Российская газета" - Алтай № 4505, 30.10.2007.