1 февраля начался прием заявок на конкурс по созданию портовых особых экономических зон. Соответствующие распоряжения издало Правительство РФ. Собирать заявки будут до 31 марта, так что регионам, желающим получить "точку роста", стоит поторопиться. Между тем, эксперты предрекают "РосОЭЗу" (федеральное агентство по особым экономическим зонам) необычную проблему – государство может столкнуться с тем, что качественных заявок, которые можно было бы оценить на все 10 баллов (заявки оцениваются по 10-балльной шкале), просто не будет. И связано это, в первую очередь, с тем, что регионам дали на подготовку всех необходимых материалов совсем немного времени.
"В настоящее время многие регионы серьезно сомневаются, успеют ли они разработать свои заявки в срок, – цитирует портал www.ROSEZ.RU исполнительного директора консалтинговой компании ФОК Моисея Фурщика. – В большинстве случаев, процесс подготовки находится еще только в начальной стадии, поэтому многие интересные регионы могут вообще отказаться от участия в конкурсе. Конечно, наш опыт говорит о том, что можно подготовить заявку и за короткий промежуток времени. Но это не даст достаточных возможностей на проработку новых, относительно технологичных проектов (контейнерные терминалы, рыбоперерабатывающие комплексы, судоремонт и т.п.), достижение договоренностей с соответствующими инвесторами. В результате, даже те заявки, которые регионы успеют сформировать, могут оказаться ориентированными почти исключительно на экспорт сырья. А это несколько девальвирует смысл создания ПОЭЗ, снизит их уровень инновационности".
Тут нам могут возразить – к подобным конкурсам надо готовиться заранее, ведь почти в любом регионе есть, как говорится, своя "фишка", лелеемая региональными властями, лоббируемая губернатором или президентом, достопримечательность, которую "возят" на выставки или форумы, которую показывают высоким федеральным гостям и на которую, в конце концов, все время выбивают деньги. Справедливое замечание. Но печальнее другое. После того, как проект региона в подобном конкурсе отсеивается, о нем практически забывают. У региона пропадает желание возиться с неудавшимся проектом, а федеральным властям недосуг придумывать применение проекту вне конкурса – под него нужно экономическое обоснование, к тому же, если одному региону дать просто так денег на реализацию проекта вне конкурса, то тут же налетят другие – почему этому дали, а нам нет? Итак, сколько стоит создать особую экономическую зону, в чем же ее уникальность и есть ли у проекта шанс на реализацию, если его не выбрали?
Для справки: Закон о создании портовых особых экономических зон был принят в начале ноября 2007 г. Планируется создание аэропортовых, портовых и речных ОЭЗ. Общее количество зон этого типа пока не определено.
Возвращаясь к вопросу о нерасторопности региональных властей, хочется напомнить, например, о екатеринбургском аэропорте "Кольцово", который как раз является тем "чудом", которым удивляют прибывающих гостей. За создание в Екатеринбурге хаба ратует губернатор Россель, и все его вроде бы в этом горячо поддерживают. Спрашивается, почему бы не создать ОЭЗ портового типа "Кольцово"? Ведь хоть у основного инвестора проекта – компании "Ренова" - деньги есть, но они, как известно, лишними не бывают. А тут тебе и резидентов привлекут, и тогда вполне реальной становится мысль о доходах от неаэропортовой деятельности. Дело в том, что главным преимуществом ОЭЗ в глазах потенциальных резидентов, в том числе и иностранных, является освобождение от налогового бремени. Остается только подать заявку, пригласить нужных резидентов, устранить бюрократические препоны на их пути и готово – в регионе появляется красивенькая, прибыльная точка роста. Тут и до хаба рукой подать, и соседям не стыдно в глаза будет взглянуть – вы все углеводороды качаете, а мы вот зарабатываем на аэропорте. Но, пока, видимо, такой проект не будет реализован. Область готовится к ШОСу, деньги поступают, все идет своим размеренным чередом.
Вообще, особые экономические зоны – сложная тема. С одной стороны, ОЭЗ в регионе должна диверсифицировать его экономику, как, например, в Липецкой области. Во время официального открытия этой зоны министр экономического развития и торговли РФ Эльвира Набиуллина именно так и сказала – нужно уходить от ситуации, когда основным налогоплательщиком субъекта является Новолипецкий металлургический комбинат. С другой стороны, для создания ОЭЗ необходима какая-то база, какое-то предприятие, вокруг которого и будет расти "точка". В этом смысле гораздо проще туристическо-рекреационным зонам – тут в качестве подобного объекта выступает сама природа, будь то озеро Байкал или Алтайские горы. Другим типам зон сложнее.
У многих возникает вполне логичный вопрос – а почему не сделать в каждом регионе по ОЭЗ? Подобный вопрос прозвучал во время "Прямой линии" с Президентом России в октябре 2006 г. И вот что ответили в "РосОЭЗ". "При создании ОЭЗ должен соблюдаться принцип ограниченности их территории. Ограниченность территории обуславливается, во-первых, необходимостью значительной концентрации затрат на обустройство инфраструктуры зоны и прилегающих к ней территорий, во-вторых, чрезмерно большие территории ОЭЗ привели бы к снижению концентрации инвестиционных, трудовых и иных ресурсов", - пояснили в ведомстве. Проще говоря, на всех не хватит. Известный закон гласит, если где-то чего-то прибавилось, значит, где-то чего-то убыло. Тогда следующий логичный вопрос: если в соседней области будут созданы новые рабочие места, будет достойная зарплата, то ведь все туда поедут, особенно если в нашем регионе один единственный консервный завод был, да и тот давно закрылся? На этот вопрос пока ответа нет.
"Идея создания особых экономических зон как специально выделенных территорий для формирования точек роста за счет привлечения инвестиций на льготных условиях в мировой практике не нова. Достаточно вспомнить положительный опыт Китая, Сингапура и других стран. Следует отметить, что в России особые экономические зоны являются одним из инструментов диверсификации экономики наряду с Банком развития, Инвестиционным фондом, государственными корпорациями и т.д. В настоящее время в основном сформирована нормативная правовая база, необходимая для создания и функционирования ОЭЗ. Она включает в себя свыше 50 нормативно-правовых актов. В целом создана и система управления данным процессом.
На сегодняшний день на территории уже созданных особых экономических зон зарегистрировано 54 резидента, объем инвестиций которых в прошлом году составил свыше 5 млрд руб. При этом на территории технико-внедренческих ОЭЗ зарегистрировано 44 резидента, а на территории промышленно-производственных зон – 10. Из них пять резидентов на территории Липецкой области и пять – на территории Республики Татарстан", - рассказал в издании "Советник Президента" заместитель руководителя "РосОЭЗ", доктор экономических наук, профессор Андрей Алпатов. По мнению эксперта, главное на сегодняшний день то, что ОЭЗ вообще удалось создать и законодательно оформить.
И снова вернемся в Свердловскую область. Напомним, в 2006 г. Средний Урал также выдвигал свой проект для участия в конкурсе на создание ОЭЗ промышленно-производственного типа в Верхней Салде. Проект назывался "Титановая долина". Тогда с ним связывалось много надежд, было много резидентов, которые были готовы прийти работать в Свердловскую область. Однако конкурс по этому проекту так и не состоялся. Вместо ОЭЗ региону было предложено создать "Титановый кластер", который бы объединил малые, средние и крупные предприятия, производящие взаимодополняющую продукцию на данной территории. Иными словами, чего добру пропадать – хотели делать свой проект – делайте! Проблема только в одном – кластер – это вам не зона, и такого же финансирования, как на ОЭЗ со стороны федерального бюджета, не подразумевает.
Какие налоговые преференции получают резиденты ОЭЗ: Если вы решили стать резидентом промышленно-производственной ОЭЗ в Татарстане, то вам полагается льгота на налог на прибыль – 20%, освобождение от транспортного налога на 10 лет с момента постановки транспортного средства на учет, освобождение от налога на имущество также на 10 лет, и освобождение от земельного налога на земельные участки на территории ОЭЗ на 10 лет. В Липецкой области условия такие же, но освобождение от налогов дается сроком лишь на пять лет.
Если вы хотите стать резидентом технико-внедренческой зоны (такие скоро появятся в Дубне и Томске), то сможете полностью признать расходы (в том числе не давшие положительного результата) на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) в размере фактических затрат в том отчетном периоде, в котором эти затраты были произведены, единый социальный налог (ЕСН) будет диверсифицирован, cтавка налога на прибыль, подлежащая зачислению в бюджет субъекта РФ - 13,5 %, транспортный налог - освобождение от уплаты на пять лет и т.д.
Если вы хотите стать резидентом туристско-рекреационной зоны, то вам будет предоставлено освобождение от налога на имущество организаций в течение пяти лет, от земельного налога – на пять лет, другие налоговые льготы, арендная плата за земельные участки – не более 2% их кадастровой стоимости в год.
Автор - Анастасия Мотовилова
Источник - Накануне.ру, 05.02.2008.