Недавно на территории ОЭЗ лежал только закладной камень. Теперь здесь работают два завода, которые даже при имеющихся льготах уже дали семь миллионов рублей налогов. Вроде и немного, но все только начинается.
На действующих предприятиях - стекольном и заводе по производству испарителей и конденсаторов, принадлежащем итальянской компании, - создано пятьсот пятьдесят рабочих мест. Средняя зарплата здесь выше, чем по области - 14,5-15 тысяч рублей. На создание инфраструктуры ОЭЗ «Липецк» федеральным и региональным бюджетами потрачено около двух миллиардов рублей, а привлечено со стороны бизнес-структур - более семи миллиардов. То есть, на один рубль, вложенный государством, привлечено три рубля частных инвестиций, как российских, так и иностранных. При этом здесь создаются производства, которые отвечают двум требованиям: они основаны на высоких технологиях и экологически безопасны. К тому же ОЭЗ расположена в пригородах Липецка и дает для местного населения новые рабочие места, а также устойчивое снабжение электричеством, наладить которое прежде не хватало средств. Важный итог сделанного в том, что создан задел на будущее: первая очередь ОЭЗ обеспечена необходимой инженерной инфраструктурой, и всем резидентам - нынешним и новым - на ближайшие полтора-два года энергоресурсы гарантированы.
В январе состоялось официальное открытие ОЭЗ. Заработают в нынешнем году минимум еще два завода - по выпуску промышленных холодильников - принадлежащих итальянской фирме, и по производству сэндвич-панелей и строительных материалов. Заложено будет порядка восьми новых предприятий. В том числе одна московская компания планирует приступить к строительству завода по производству наноматериалов, стимость проекта - 6,3 миллиарда рублей. Число резидентов ОЭЗ «Липецк» достигло девяти: уже в этом году одобрены заявки четырех компаний. В их числе фирмы, которые намерены построить завод по производству светопрозрачных конструкций из листового стекла - стеклопакетов, триплекса и закаленного стекла; производственный комплекс для выпуска теплоэнергетического оборудования и трубопроводной арматуры, а также предприятие бельгийской компании по производству металлокорда и бортовой проволоки, завод итальянской фирмы по производству промышленных холодильников. Ожидается, что в нынешнем году количество резидентов увеличится еще на восемь компаний, планируется привлечь 25-30 миллиардов рублей инвестиций. К концу 2009 года будет создано пять - пять с половиной тысяч рабочих мест.
Поскольку первоочередные объекты уже готовы, то затраты ближайших двух лет пойдут на создание инфраструктуры с перспективой до 2012 года. Бюджетные вложения сохраняются примерно на том же уровне. В 2007 году они составили более одного миллиарда со стороны федерального бюджета и 968 миллионов рублей - из областного, в 2008 году около миллиарда даст федеральная казна и 866 миллионов рублей - региональная. В текущем году начнется строительство мощнейшей подстанции 220 на 110 киловатт с двумя трансформаторами по 250 мегаватт. Планируется завершить сооружение таможенной инфраструктуры: административно-делового центра площадью две тысячи квадратных метров, где разместятся и сто двадцать работников таможни; на въезде поставим четыре КПП. Рядом разместится автостоянка на 150 фургонов, с мойкой для этих автомашин, гостиничным комплексом для водителей. Кстати, главный въезд в зону станет четырехполосным. Автодорог внутри зоны намечено проложить вдвое больше прошлогоднего: тридцать-сорок тысяч квадратных метров, а также - семь километров железнодорожной ветки, в том числе и для логистического центра. До апреля уже будет закончено строительство пожарной части; затем откроется столовая на сто мест. Также в текущих планах - достроить очистные сооружения для сброса ливневых вод и завершить ограждение зоны, для этого нужно к уже возведенной 6,5-километровой стене добавить еще 30 километров железобетона.
Бурный рост особой экономической зоны ускорил и давно назревшее для Липецка развитие социальной инфраструктуры. Так, стартует строительство восточного обхода города - 26-километровой автотрассы с четырехполосным движением общей стоимостью 7,9 миллиарда рублей. Из них 4,5 миллиарда уйдут на первую очередь проекта, которая будет выполнена уже года через три. Сюда войдет и виадук - его перекинут поперек промышленной зоны на колоннах высотой от 4 до 6 метров. На начало работ в 2008 году выделено пятьсот миллионов рублей из федерального бюджета и сто миллионов - из регионального. Будет расширена трасса Липецк - Грязи. Также в нынешнем году начнется проектирование и международного аэропорта с взлетно-посадочной полосой, способной принимать самолеты типа "Боинг". Необходимые для такого сооружения свыше трех миллиардов рублей готово изыскивать руководство Липецкой области с расчетом на успешное сотрудничество со столичными инвесторами. В скором времени могут возникнуть проблемы с доставкой рабочих на заводы. Поэтому намечено до 2010 года построить троллейбусную линию Липецк - Грязи; в 2009-2010 годах могут быть пущены электропоезда Елец - Воронеж и Мичуринск - Елец, что позволит работать на предприятиях зоны и жителям этих городов.
Согласно утвержденной архитектурной концепции ОЭЗ здесь будет сохранен природный ландшафт; вокруг двух ручьев, протекающих по дну оврагов, сохранится зеленая зона с развлекательными комплексами, павильонами и летним кафе. По зоне можно будет передвигаться на велосипедах: для этого будут проложены специальные дорожки и открыт пункт проката велосипедов. Все это запланировано не случайно: если есть цель привлечь инвестиции, новейшие технологии, то притягивать инвесторов должна и социальная направляющая, начинающаяся в самой зоне. В этом году начнется застройка поселка Романово, в котором стоимость жилья, в том числе коттеджного, будет процентов на двадцать ниже, чем в целом по Липецку. Здесь будут проживать около ста тысяч человек.
Владимир Лаврентьев, руководитель территориального управления РосОЭЗ по Липецкой области:
- Можно с уверенностью сказать: проект создания первой ОЭЗ промышленно-производственного типа на территории России состоялся, и у него серьезное будущее. Таких темпов мы даже не ожидали. Однако есть пока и проблемы. Так, весьма консервативны таможенные структуры, а для таких зон нужна более гибкая структура и упрощенные таможенные требования. Надеемся на изменение нормативных актов, чтобы новые резиденты избежали тех таможенных проблем, с которыми столкнулись пионеры зоны. Некоторый сдвиг есть, скажем, по оформлению таможенных грузов. Но вопросы остаются, и главное: территориальному таможенному органу в Липецке не хватает полномочий. Например, итальянское предприятие использует в производстве электроды с содержанием серебра около пяти процентов, тогда как липецкая же таможня имеет право растаможивать грузы с содержанием серебра не более двух процентов. Значит, растаможку надо вести в Москве, что обходится дороже, задерживает груз и вызывает недовольство резидента. Липецкую таможню надо наделить всеми необходимыми полномочиями, чтобы целиком обслуживать резидентов здесь, на месте. Проблема эта - общероссийская.
Справка "РГ"
В прошлом году на территории экономической зоны строители проложили газовые сети, по которым можно будет подавать до 105 миллионов кубометров топлива в год. Протянули теплотрассу, двадцать километров водопровода, плюс канализационный коллектор. Построили двадцать тысяч квадратных метров автомобильных дорог и пять километров железнодорожный путей. В декабре прошлого года пустили подстанцию с двумя трансформаторами по 40 мегаватт - таких подстанций в Липецке не строилось уже лет пятнадцать. В январе сдали первую очередь административно-делового центра.
Источник - "Российская газета" - Экономика ЦФО №4580 от 5 февраля 2008 г.