Генеральная прокуратура Российской Федерации изучила состояние законности в особых экономических зонах (ОЭЗ). Указанные зоны создаются в различных субъектах Российской Федерации в соответствии с требованиями Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» и предназначены для оптимизации условий по развитию приоритетных отраслей российской экономики.
С начала действия указанного закона (2005 г.) на обеспечение функционирования особых экономических зон из федерального и регионального бюджетов выделены десятки миллиардов рублей, однако Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами (РосОЭЗ) не обеспечило их результативное и эффективное использование.
В ходе прокурорской проверки были установлены факты размещения средств, выделенных для развития указанных территорий, под крайне низкие процентные ставки. Так, ОАО «Особые экономические зоны», единственным акционером которого выступает РосОЭЗ, 5 млрд. руб. хранило на депозитном вкладе под 3,5 % и 5,5 % годовых. ОАО «ОЭЗ ТВТ «Дубна» средства размещало по депозитному договору под 3% годовых. Согласно данным Счетной палаты Российской Федерации, это значительно ниже средних ставок по аналогичным банковским операциям.
В результате ненадлежащего исполнения РосОЭЗ полномочий в сфере управления особыми экономическими зонами, несвоевременного заключения Минэкономразвития России дополнительных соглашений по их развитию, а также пассивности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанные проекты имеют весьма медленное развитие и низкий социально-экономических эффект. Не всегда своевременно осуществляются мероприятия по возведению в особых экономических зонах объектов инженерной, транспортной, инновационной и иной инфраструктуры. В ряде случаев не создаются все необходимые условия для привлечения в образованные зоны финансовых инвестиций предпринимателей.
Так, за два года деятельности особой экономической зоны технического назначения, расположенной на территории г. Москвы, зарегистрировано всего 11 предпринимателей, инвестировавших средства в ее развитие. При этом свою деятельность непосредственно на территории самой особой экономической зоны осуществляет только один из них. Остальные предприниматели ведут свою экономическую деятельность вне указанной зоны. Несмотря на это, результаты деятельности всех 11 предпринимателей суммировались РосОЭЗом в качестве показателей успешной работы особой экономической зоны, что привело к искажению представления об эффективности развития и функционирования этой территории. Аналогичная картина наблюдается и в особой экономической зоне технического назначения, созданной на территории г. Томска.
Неблагоприятная ситуация сложилась в 7 особых экономических зонах туристско-рекреационного назначения, созданных в феврале 2007 г. В 5 из них до настоящего времени не зарегистрировано ни одного инвестора, не создано рабочих мест, объем частных инвестиций равен нулю, не производится каких-либо товаров, не построено и не сдано в эксплуатацию ни одного объекта. Одновременно с этим законодательные ограничения природоохранной и экологической направленности не позволяют начать строительство объектов туристской индустрии и различной инфраструктуры в границах туристско-рекреационной зоны Республики Бурятия и Иркутской области. Необходимый нормативный акт по урегулированию возникшей проблемы до настоящего времени не принят.
В целях устранения выявленных нарушений Генеральной прокуратурой Российской Федерации внесены представления Министру экономического развития Российской Федерации Эльвире Набиуллиной и руководителю Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами Андрею Алпатову. Им предложено принять меры по устранению выявленных нарушений законности, обеспечить эффективное и экономное использование бюджетных средств, выделенных на обеспечение функционирования особых экономических зон, а также рассмотреть вопрос об ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях.
Источник - Генеральная прокуратура России, 12.09.2008г.