Президент Российской Федерации Д.А. Медведев подписал Федеральный закон от 25 декабря 2009 года № 340-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части совершенствования механизма создания и функционирования особых экономических зон).
Закон вступил в силу 28 декабря 2009 года.
Принятые Законом поправки являются важными и крайне своевременными для дальнейшего развития проекта особых экономических зон в Российской Федерации.
При подготовке закона был проанализирован опыт создания и функционирования уже созданных в России 13 особых экономических зон промышленно-производственного, технико-внедренческого и туристско-рекреационного типов. Кроме того, было учтено мнение как уже действующих компаний-резидентов ОЭЗ, так и пожелания по совершенствованию деятельности особых зон со стороны потенциальных инвесторов.
Поправки в Закон существенно повышают инвестиционную привлекательность особых экономических зон. Во-первых, снижен минимальный порог инвестиций для получения статуса резидента в промышленных и портовых ОЭЗ. Во-вторых, значительно расширен перечень разрешенных видов деятельности в ОЭЗ, в том числе разрешено производство наукоемкой продукции в технико-внедренческих ОЭЗ и производство морских, речных и воздушных судов в портовых зонах. Кроме того, законом разрешено ведение в особых экономических зонах некоторых видов деятельности, связанных с металлургическим производством.
Законом предусмотрена важная поправка в части предоставления земельных участков на прилегающих территориях особых зон управляющим компаниям без проведения торгов. Это позволит обеспечить создание объектов внешней инфраструктуры ОЭЗ и решить проблему строительства жилья для резидентов.
Основной блок поправок касается механизмов создания и управления особыми экономическими зонами.
Указом Президента Российской Федерации от 5 октября 2009 года № 1107 было упразднено Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами, его функции переданы в полном объеме Минэкономразвития России. Таким образом, было принято решение о переходе к двухуровневой системе управления особыми экономическими зонами с перераспределением полномочий между Министерством экономического развития Российской Федерации, ОАО «Особые экономические зоны» и регионами.
Законопроектом предусмотрена возможность привлекать к осуществлению хозяйственных функций акционерное общество и управляющую компанию, совместить в едином лице функции по работе с резидентами и строительству необходимой им инфраструктуры.
Упрощенная схема администрирования ОЭЗ позволит развивать их как единый комплексный проект, сделать более привлекательными как для иностранных, так и российских инвестиций.
Кроме того, в целях повышения активности местных властей по развитию ОЭЗ предусмотрена возможность делегирования отдельных полномочий администрациям субъектов Российской Федерации, на территории которых создаются ОЭЗ, при сохранении контрольных функций на федеральном уровне.
Необходимо также отметить, что в Законе содержится важная норма, имеющая «антикризисный» характер: возможность создания ОЭЗ по решению Правительства Российской Федерации без проведения длительных конкурсных процедур.
С принятием Федерального закона № 340-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" процесс реформирования новой системы управления особыми экономическими зонами переходит в завершающую стадию.
В ближайшее время планируется утвердить пакет документов, регулирующих выполнение ряда функций, которые передаются от упраздненного Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами и его территориальных управлений ОАО «ОЭЗ». Это, прежде всего, касается вопросов привлечения резидентов в ОЭЗ, взаимодействия с ними.
***
Справка:
Проект Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части совершенствования механизма создания и функционирования особых экономических зон) был принят Государственной Думой Российской Федерации 11 декабря 2009 года, 16 декабря он был одобрен Советом Федерации Российской Федерации.
В настоящее время в Российской Федерации создано 13 ОЭЗ трех типов: 2 ОЭЗ промышленно-производственного типа – в Липецкой области и Республике Татарстан; 4 ОЭЗ технико-внедренческого типа – в г. Москве (г. Зеленоград), Московской обл. (г. Дубна), г. Санкт-Петербурге и г. Томске; 7 туристско-рекреационных ОЭЗ – в Краснодарском и Ставропольском краях, Калининградской области, Алтайском крае, Республике Алтай, в Иркутской области и Республике Бурятия.
На рассмотрении в Правительстве России находится вопрос о создании портовых ОЭЗ: в Ульяновской области (аэропорт) и Хабаровском крае (морской порт).
В ОЭЗ всех типов по состоянию на 1 декабря 2009 г. зарегистрировано 207 резидентов ОЭЗ.