Скоро в России появится еще один тип особых экономических зон - портовые. РосОЭЗ и Минфин наконец согласовали спорные моменты в законопроекте об их создании, снизив требования к резидентам зон.
Чиновники договорились снизить минимальный размер инвестиций для реконструкции аэропортов и морских портов, в последних станет дешевле осуществлять и инфраструктурные проекты.
Разногласия между Минэкономразвития, РосОЭЗ и Минфином, мешавшие направить в правительство законопроект по портовым зонам (он был готов в феврале), затрагивали минимальный уровень требований по инвестициям к резидентам зон, рассказала "Ведомостям" руководитель РосОЭЗ Ольга Маркова. Но на днях чиновники договорились разделить участников портовых зон на два класса - компании, развивающие инфраструктуру, и те, кто оказывает услуги внутри порта. Первые, чтобы получить льготы, должны будут вложить в новые порты не менее 100 млн евро (Минэкономразвития предлагало 250 млн евро), в новые аэропорты - не менее 50 млн евро (совпадает с идеей ведомства Германа Грефа), в реконструкцию портов и аэропортов - не менее 3 млн евро (предлагалось 10 млн евро). А от тех, кто оказывает услуги в портах, потребуется банковская гарантия на 2,5-30 млн руб. (это требование введено по настоянию Минфина).
РосОЭЗ ожидает, что Минфин согласует законопроект до конца недели. Замечаний осталось совсем немного, достаточно скоро согласование может быть завершено, говорит источник в Минфине.
Резиденты портовых зон получат такие же льготы, как обитатели промышленных зон. Портовые зоны создаются на 49 лет, они будут действовать на территории международных морских грузовых портов и аэропортов. Резиденты смогут без импортных пошлин и НДС ввозить в зоны стройматериалы, технику, оборудование для ремонта и оснащения судов, погрузочных работ и хранения товаров, а топливо и ГСМ - еще и без уплаты акциза, пять лет не платить налоги на имущество и землю.
Эксперты очень рады, что инвестиционные пороги в законопроектах снижены. Это позволит развивать не только крупные, но и средние аэропорты, говорит директор по исследованиям ИГ "Русские фонды" Наталья Одинцова. Вложения в 50 млн евро - затраты, посильные для средних аэропортов с пассажиропотоком 1-1,5 млн человек в год, говорит первый заместитель гендиректора "Внуково" Виталий Ванцев. Снижение порога инвестиций в новые порты до 100 млн евро обоснованно - теперь многие смогут претендовать на статус зоны, считает гендиректор Агентства специальных исследований Рубен Тертерян. Для строительства терминала на 6 млн т в год нужно как раз около 100 млн евро, а, например, Санкт-Петербургский порт пропускает 56 млн т в год, отмечает он. А у компаний - операторов портов низкая маржа и больших инвестиций они не потянут, а гарантию на 30 млн руб. привлекут, заключает Тертерян.
Среди кандидатов на организацию зон Ванцев упоминает аэропорты в Сочи, Владивостоке, Хабаровске, Новосибирске, Красноярске, Калининграде.
Дмитрий Казьмин
Источник - Газета "Ведомости", 11.10.2006, с. А3