Уважаемый Председатель Правительства,
уважаемые коллеги!
Слайд 1
Туризм – одна из ведущих и наиболее динамично развивающихся отраслей мировой экономики. Отрасли, составляющие индустрию туризма имеют в качестве поставщиков другие отрасли, непосредственно не относящиеся к туризму - смежные отрасли, которые косвенным образом получают стимул для развития, вследствие развития туризма. Таким образом, туризм оказывает значительный мультипликативный эффект на экономическое и социальное развитие и тем самым влияет на диверсификацию экономики.
Слайд 2
По данным Всемирного Совета по туризму и путешествиям вклад индустрии туризма в мировой ВВП составит в 2006 году по странам 3,6 %, в экономику Евросоюза 3,9%, а с мультипликативным эффектом в мировую экономику – 10,3%, а в экономику Евросоюза - 10,9%.
По прогнозам до 2016 года (к 2006 году) темп роста международного туризма в мировом ВВП с учетом мультипликативного эффекта составит 105,8%, а по Евросоюзу - 110%. По России может достигнуть - 2% с учетом мультипликативного эффекта до 9,1%.
Слайд 3
Сравним развитие туризма в странах. На слайде представлены показатели по ряду стран.
Развитие туризма в России по сравнению с остальными странами существенно отстает. Так доля туризма в ВВП в 2006 году составила 1,5% по данным Росстата, с мультипликативным эффектом по данным Ростуризма - 5,1%.
При этом доля туризма в ВВП Австрии составит 6,2%, а с мультипликативным эффектом 16,6%;
по Франции эти показатели соответственно составят 4,4% и 11,4%;
Германии 2,7% и 9,3,%;
США – 3,9% с мультипликативным эффектом 10,5%.
Развития туризма активно влияет на структуру занятости населения. Доля занятости в сфере туризма по России составляет 1,3%, с мультипликативным эффектом (то есть занятости в смежных отраслях) - 6,6%,
по Австрии составит 7,3%, а с мультипликативным эффектом - 19,1%;
по Франции эти показатели соответственно составят -5,5% и 13,8%; Германии - 3,0% и 10,1,%;
США – 4,1% и 10,9%.
Слайд 4
Для достижения серьезных результатов от туризма и дальнейшей диверсификации экономики Федеральным законом от 3 июня 2006г. №76-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (далее – Закон) в части создания и прекращения функционирования особых экономических зон туристско-рекреационного типа (далее – ОЭЗ).
В целях реализации Закона Минэкономразвития России провело в 2006 году открытый конкурс по отбору заявок на создание особых экономических зон туристско-рекреационного типа. На конкурс было представлено 28 заявок от субъектов РФ. Экспертный Совет, созданный при Конкурсной Комиссии Минэкономразвития России из представителей науки, федеральных органов исполнительной власти и экспертов под председательством В.А. Мао, оценил конкурсные заявки. Конкурсной комиссией были определены победители конкурса, набравшие наибольшее количество балов – заявки, представленные Администрацией Алтайского края, Правительством Республики Алтай, Администрацией Иркутской области, Правительством Республики Бурятия, Администрацией Краснодарского края, Правительством Ставропольского края, Правительством Калининградской области.
Данные проекты были признаны наиболее интересными и концептуально проработанными, направленными на комплексное развитие туристско-рекреационного потенциала отдельных местностей Российской Федерации.
Слайд 5
Анализ представленных проектов показывает, что реализацию большинства из них целесообразно осуществлять в рамках общей концепции развития географически близких территорий, что позволит получить максимальный экономический эффект. Это относится к развитию туристско-рекреационного потенциала озера Байкал (Иркутская область и Республика Бурятия) и Алтая (Алтайский край и Республика Алтай).
Слайд 6
(Основные цели создания ОЭЗ и их значение для
Российской Федерации
Создание и последующее развитие особых экономических зон туристско-рекреационного типа, опирающееся на взаимовыгодное сотрудничество и высокопрофессиональный подход всех участвующих субъектов обеспечит:
увеличение доли туристского сектора и смежных отраслей в ВВП России и обеспечение за счет этого диверсификации экономики;
стимулирование развития депрессивных регионов с низким промышленным потенциалом;
повышение уровня занятости населения (к 2016 году планируется создать в 7 ОЭЗ около 64 тыс. рабочих мест, а с учетом мультипликативного эффекта в смежных отраслях – около 155 тыс. рабочих мест);
улучшение здоровья и качества жизни населения за счет роста доступности получения гражданами Российской Федерации туристских и санаторно-курортных услуг;
рост туристских потоков на территории особых экономических зон (с 3 млн. туристов до 9,7 млн. туристов к 2016 году);
сохранение окружающей среды, природных и культурных ценностей;
развитие инновационной, транспортной и социальной инфраструктуры.
Краткая характеристика ОЭЗ
Слайд 7
Особая экономическая зона в Алтайском крае «Бирюзовая Катунь» (площадь - до 33 кв. км).
Цель проекта – формирование организационной и экономической среды для создания и функционирования в Алтайском крае курортно-рекреационного комплекса, ориентированного на максимальное использование природно-ресурсного потенциала и особенностей местности.
В ОЭЗ планируется развивать следующие виды туризма:
экологический, оздоровительный, водный, спортивный, спелеотуризм.
Слайд 8
Объем внебюджетных инвестиций составит 3,16 млрд. рублей.
Наиболее крупными объектами туристской индустрии станут: гостиничный комплекс круглогодичного действия на 3-3,5 тыс. мест размещения (категории 3 – 4*), объекты культурно–развлекательного, оздоровительного и спортивного (конноспортивный комплекс, комплекс плавательных бассейнов и т.д.), пункты общественного питания, прочие объекты сферы услуг.
Слайд 9
Потребность в бюджетных средствах на создание ОЭЗ - 7,31 млрд. рублей, в том числе средства федерального бюджета – 6,93 млрд. рублей.
Слайд 10
Особая экономическая зона в Республике Алтай (площадь - до 16 кв. км).
Цель проекта – развитие туристской отрасли на высоком международном уровне с целью более полного вовлечения значимых туристских ресурсов, привлечения инвестиций и, как следствие, социально-экономическое развитие республики и рост уровня и качества жизни населения.
В ОЭЗ планируется развивать следующие виды туризма:
горнолыжный, экологический, спортивный, рекреационный.
Слайд 11
Объем внебюджетных инвестиций составит 6,69 млрд. рублей.
Наиболее крупными объектами туристской индустрии станут: гостиничные комплексы круглогодичного действия на 8,5 тыс. мест размещения (категории 3 – 4*) со SPA-центрами, физкультурно-оздоровительными и культурно–развлекательными объектами, лечебно-оздоровительный комплекс, горнолыжный комплекс, пункты общественного питания, прочие объекты сферы услуг.
Слайд 12
Потребность в бюджетных средствах на создание ОЭЗ – 5,66 млрд. рублей, в том числе средства федерального бюджета – 4,83 млрд. рублей.
Слайд 13
Особая экономическая зона в Иркутской области (площадь - до 4 кв. км).
Цель проекта – создание всесезонного курорта мирового уровня для различных сегментов туристов из России, стран СНГ и Европы, на побережье озера Байкал, а также горных территориях вблизи поселка Листвянка (Иркутский район).
В ОЭЗ планируется развивать следующие виды туризма:
деловой, спортивный, экологический, лыжный.
Слайд 14
Объем внебюджетных инвестиций составит 10,32 млрд. рублей.
Наиболее крупными объектами туристической индустрии станут: несколько гостиничных комплексов круглогодичного действия на 11 тыс. мест размещения (категории 3 – 5*) с объектами культурно–развлекательного и оздоровительного назначения, два конгресс-центра, горнолыжный комплекс, подвесная пассажирская канатная дорога, аквапарк, рекреационный центр, сеть заведений общественного питания, прочие объекты сферы услуг.
Слайд 15
Потребность в бюджетных средствах на создание ОЭЗ – 4,72 млрд. руб., в том числе средства федерального бюджета – 2,56 млрд. рублей.
Слайд 16
Особая экономическая зона «Байкал» в Республике Бурятия (площадь - до 701 кв. км).
Цель проекта – формирование центра международного туризма на востоке России, повышение конкурентоспособности туристского и санаторно-курортного российского продукта, формирование условий для быстрого и устойчивого развития региона
В ОЭЗ планируется развивать следующие виды туризма:
горнолыжный, спортивный, экологический, оздоровительный, экскурсионный, водный.
Слайд 17
Объем внебюджетных инвестиций составит 38 млрд. рублей.
Наиболее крупными объектами туристической индустрии станут: несколько гостиничных комплексов круглогодичного действия на 22 тыс. мест размещения (категории 3 – 5*) с объектами культурно–развлекательного и оздоровительного назначения, горнолыжный комплекс, крытый аквапарк, яхт-клуб, конноспортивный комплекс, спортивно-оздоровительный комплекс, пункты общественного питания, прочие объекты сферы услуг.
Слайд 18
Потребность в бюджетных средствах на создание ОЭЗ – 13,34 млрд. рублей, в том числе средства федерального бюджета – 10,2 млрд. рублей.
Слайд 19
Особая экономическая зона в Краснодарском крае (площадь - до 20 кв. км).
Цель проекта - развитие инженерной и туристской инфраструктуры высокого мирового уровня, что будет способствовать перераспределению туристских потоков по сезонам года, доступности отдыха широким слоям граждан.
В ОЭЗ планируется развивать следующие виды туризма:
пляжный, деловой, оздоровительный, водный, спортивный.
Слайд 20
Объем внебюджетных инвестиций составит 147,4 млрд. рублей.
Наиболее крупными объектами туристической индустрии станут: несколько гостиничных комплексов международного класса круглогодичного действия на 110 тыс. мест размещения (категории 3 – 5*), спортивные, физкультурно-оздоровительные и культурно-развлекательные сооружения и центры (поля для гольфа, игровые площадки, бассейны, парки развлечений), яхт-клубы, аквапарки, заведения общественного питания, прочие объекты сферы услуг.
Слайд 21
Потребность в бюджетных средствах на создание ОЭЗ – 28,96 млрд. руб., в том числе средства федерального бюджета – 15,98 млрд. рублей.
Слайд 22
Особая экономическая зона «Кавказские Минеральные Воды» в Ставропольском крае (площадь - до 17 кв. км).
Цель проекта - создание современного бальнеологического курорта, для чего необходимо качественное улучшение сервиса, достижение большей гибкости в оздоровительных программах, формирование широкого спектра развлекательных возможностей для отдыхающих и развитие смежных видов туризма.
В ОЭЗ планируется развивать следующие виды туризма:
рекреационный с бальнеологическим направлением, экологический, деловой, спортивный, познавательный.
Слайд 23
Особым направлением развития туристско-рекреационного потенциала Кавминвод должны стать инновационные технологии бальнеолечения и новинки мировой СПА - индустрии.
Наиболее крупными объектами туристической индустрии станут: несколько гостиничных комплексов международного класса круглогодичного действия на 17 тыс. мест размещения (категории 3 – 5*), всероссийский детский оздоровительный центр, клиника инновационного лечения, SPA-центры, спортивно-реабилитационный комплекс, горнолыжный комплекс, центр экстремального туризма, культурно-развлекательные объекты, аквапарк, этнопарк, дельтадром, ледовый каток, обсерватория, стрельбище, прочие объекты сферы услуг.
Объем внебюджетных инвестиций составит около 49 млрд. рублей.
Слайд 24
Потребность в бюджетных средствах на создание ОЭЗ – 3,06 млрд. руб., в том числе средства федерального бюджета – 2,54 млрд. рублей.
Слайд 25
Особая экономическая зона «Куршская коса» в Калининградской области (площадь - до 67 кв. км).
Цель проекта – формирование благоприятных условий для повышения инвестиционной привлекательности региона путем реализации либеральных, адаптированных к европейским стандартам хозяйственных механизмов, а также активизации развития экологического туризма в Калининградской области.
В ОЭЗ планируется развивать следующие виды туризма:
экологический, оздоровительный, водный, экскурсионный, велотуризм.
Слайд 26
Объем внебюджетных инвестиций составит 5,82 млрд. рублей.
В рамках проекта будут построены: детский оздоровительный центр, международный экологический лагерь, международный образовательный центр, планерная школа, закрытый аквапарк, гостиницы на 4 тыс. мест размещения, яхт-клубы, пункты общественного питания, прочие объекты сферы услуг.
Слайд 27
Потребность в бюджетных средствах на создание ОЭЗ – 1,8 млрд. руб., в том числе средства федерального бюджета – 1,5 млрд. рублей.
Выводы и предложения:
Слайд 28
Создание особых экономических зон предусматривается осуществлять за счет всех источников финансирования, общий объем которых ориентировочно составит до 2016 г. около 325,2 млрд. руб.
Из федерального бюджета потребуется 44,54 млрд. руб., что составляет 13,6 % от общего объема инвестиций (на финансирование проектов согласно заявкам – 27,45 млрд. руб., на внешнюю транспортную инфраструктуру - 17,09 млрд. руб.), из бюджетов субъектов Российской Федерации – 15,2 млрд. руб., из местных бюджетов – 5,1 млрд. руб., из внебюджетных источников – 260,4 млрд. руб.
Объемы в бюджетном финансировании подлежат уточнению после разработки и утверждения проектной документации в установленном порядке.
Бюджетные средства планируется использовать на строительство объектов инженерной инфраструктуры.
В 2007 г. предусматривается осуществить подготовку документации по планировке территории, проведение зонирования территории, разработку архитектурной концепции ОЭЗ в зависимости от местных условий, учитывая ландшафты территории и геологию, разработать концепцию развития и управления туристско-рекреационными зонами и мастер - планы по каждой зоне.
Слайд 29
В целях реализации Закона по результатам проведенного конкурса Минэкономразвития России разработаны и внесены в Правительство Российской Федерации проекты 7 постановлений Правительства Российской Федерации о создании особых экономических зон на территории субъектов Российской Федерации, согласованные с Минздравсоцразвития России, МПР России, Ростуризмом, ФАС России и субъектами Российской Федерации, на территории которых планируется создать особые экономические зоны туристско-рекреационного типа.
В этой связи предлагается поддержать действия Минэкономразвития России по определению 7 победителей конкурса по отбору заявок на создание особых экономических зон туристско-рекреационного и одобрить представленные Минэкономразвития России проекты постановлений Правительства Российской Федерации о создании особых экономических зон в Алтайском крае, Республике Алтай, Иркутской области, Республике Бурятия, Краснодарском крае, Ставропольском крае и Калининградской области.
Источник - www.ROSEZ.RU (по материалам пресс-службы МЭРТ)