Свободные экономические зоны в Республике Литва
Основные акты, регулирующие правовой режим свободных экономических зон в Республике Литва
Закон от 28 июня 1995 г. N 1-976 "Об основах свободных экономических зон".Понятие свободной экономической зоны. Свободные территории. Порядок создания
Свободная экономическая зона (СЭЗ) - территория, предназначенная для целей ведения торгово-предпринимательской и предпринимательской деятельности на финансовых рынках, в рамках которой субъектам предпринимательской деятельности предоставлены особые экономические и правовые условия ведения деятельности, установленные законом о СЭЗ.
В СЭЗ действуют Конституция РЛ и Закон о СЭЗ. Другие законы и нормативные акты РЛ действуют на территории СЭЗ в той степени, в которой они регулируют отношения, не урегулированные Законом о СЭЗ.
С согласия Таможенного департамента Министерства финансов в пределах СЭЗ могут создаваться свободные территории - части территории СЭЗ, обособленные от остальной части территории СЭЗ и от таможенной территории РЛ и не составляющие таможенную территорию. В рамках свободной территории товары считаются находящимися за пределами таможенной территории РЛ для целей импортных и экспортных платежей и других запретов и ограничений экономического характера. Свободные территории СЭЗ являются свободными зонами в соответствии с Таможенным кодексом.
Создание СЭЗ может быть инициировано городским или районным муниципалитетом РЛ, а также окружным муниципалитетом, путем представления в Правительство РЛ предложения о создании СЭЗ.
СЭЗ создается законом РЛ, который должен устанавливать территориальные границы СЭЗ; виды деятельности, допустимые в СЭЗ; срок действия СЭЗ; структуру управляющей компании СЭЗ, функции, полномочия ее должностных лиц; процедуру ликвидации управляющей компании СЭЗ без ликвидации самой СЭЗ и порядок формирования новой компании; основные принципы отношений между государственными и муниципальными органами по поводу важных государственных (муниципальных) объектов и управляющей компанией СЭЗ по поводу использования этих объектов для обслуживания СЭЗ; процедуру для установления налогов, уплачиваемых предприятиями СЭЗ для общих нужд СЭЗ.
После того как Сейм РЛ принимает закон о создании СЭЗ, Правительство РЛ принимает решение о проведении конкурса (в котором могут участвовать и иностранцы), чтобы выбрать лучший бизнес-план для работы СЭЗ и лучший устав СЭЗ. Условия конкурса устанавливаются Законом о создании СЭЗ. Победители этого конкурса учреждают Управляющую компанию СЭЗ (далее - УК). Правительство РЛ и совет муниципалитета той территории, где создается СЭЗ, назначают по одному члену УК СЭЗ каждый. Председатель УК выбирается членами УК открытым голосованием. Утверждается он органом, уполномоченным Правительством РЛ. Наблюдательный совет в УК не формируется.
Управление СЭЗ
Экономическую деятельность в СЭЗ организовывает (создает организационную структуру) УК СЭЗ. Территория СЭЗ передается в аренду УК СЭЗ в порядке, предусмотренном законом.
УК является юридическим лицом. Не менее 51% голосов в управляющей компании СЭЗ должны иметь юридические и физические лица, которым эти доли принадлежат на праве частной собственности.
Полномочия УК устанавливаются законом о СЭЗ, а также актами самой управляющей компании. Согласно Закону о СЭЗ (ст. 1 2 Закона о СЭЗ) в полномочия УК входит, в частности, выдавать лицензии на ведение деятельности в СЭЗ; с согласия Таможенного департамента Министерства финансов объявлять части территории СЭЗ свободными территориями и устанавливать их границы. Одной из важных обязанностей УК является организация экономической деятельности в СЭЗ.
Деятельность в СЭЗ. Порядок допуска
Предприятие, которое вправе вести деятельность в СЭЗ, именуется в Законе Предприятием СЭЗ.
Предприятием СЭЗ может быть предприятие любой организационно-правовой формы и формы собственности, находящееся в пределах территории СЭЗ и зарегистрированное в соответствии с требованиями закона о регистрации предприятий в РЛ, к которым применяются сроки и условия ведения деятельности, установленные Законом о СЭЗ, и государственные гарантии их деятельности в пределах СЭЗ.
Порядок создания предприятий СЭЗ устанавливается законами, регулирующими порядок создания предприятий, и законом о создании конкретной СЭЗ. Предприятия, уже созданные и работающие (до того, как на данной территории была создана СЭЗ) в пределах СЭЗ, должны получить статус предприятия СЭЗ после того, как УК СЭЗ выдаст им лицензию на ведение деятельности в СЭЗ и регистратор юридических лиц зарегистрирует поправки во внутренних актах предприятия вследствие получения статуса предприятия СЭЗ.
Для того чтобы зарегистрировать предприятие СЭЗ, необходимо представить регистратору установленные законодательством документы и лицензию на осуществление деятельности в СЭЗ, выданную УК СЭЗ.
Предприятие СЭЗ не может создавать дочерние компании и представительства за пределами СЭЗ, однако может быть учредителем другого предприятия, находящегося за пределами СЭЗ. Предприятие, находящееся за пределами СЭЗ, может быть учредителем предприятия СЭЗ. По общему правилу предприятие СЭЗ может вести в СЭЗ любую деятельность, обозначенную в его учредительных документах, не запрещенную законами РЛ. Розничная торговля в пределах свободных территорий запрещена, за исключением случаев, когда она осуществляется в целях удовлетворения внутренних потребностей. Виды деятельности, которые можно осуществлять в рамках определенной СЭЗ, определяются в законе о ее создании.
Льготы и преимущества
Предприятия, зарегистрированные в СЭЗ, и их работники платят только следующие налоги и сборы в порядке, установленном Законом о СЭЗ:
- налог на прибыль;
- налог на доход физических лиц;
- налог на загрязнение и за пользование природными ресурсами;
- обязательные взносы по социальному страхованию;
- обязательные взносы по страхованию здоровья;
- таможенные платежи - в порядке и в случаях, которые установлены нормативными актами НДС, акциз, налог на сахар, налог с оборота товаров - в порядке и в случаях, которые установлены нормативными актами.
УК СЭЗ платит земельный налог по уменьшенной ставке в размере 50%. УК имеет право платить земельный налог вперед за весь срок аренды или за часть срока, следуя процедуре, установленной Правительством РЛ или уполномоченным им органом.
Предприятия СЭЗ, в которых инвестиции достигли по крайней мере 1000000 евро, освобождаются от налога на прибыль на срок в шесть налоговых периодов начиная с периода, когда указанный уровень инвестиций был достигнут; в течение других 10 налоговых периодов предприятие имеет право применять ставку 50% по налогу на прибыль. Указанная привилегия может предоставляться, если по крайней мере 75% дохода предприятия СЭЗ в рассматриваемом налоговом периоде являются доходами от производства, обработки и хранения товаров в СЭЗ, оптовой торговли товарами, хранящимися в СЭЗ, и/или предоставления услуг, касающихся видов деятельности, осуществляемых в СЭЗ. Наличие требуемого объема инвестиций устанавливает аудитор. Указанная привилегия не предоставляется кредитным организациям и страховым организациям.
Полученные дивиденды в СЭЗ не облагаются налогами в порядке в случаях, установленных законом о налоге на прибыль в РЛ.
Замечание: налоговые льготы, определенные выше, и другие виды экономической помощи применяются, если они не противоречат нормам закона о контроле за государственной помощью субъектам предпринимательской деятельности.
Для платежей и расчетов между предприятиями СЭЗ может использоваться конвертируемая иностранная валюта.
Государственные гарантии инвесторам
Инвестиции, законно заработанная прибыль, доход, дивиденды и законные интересы инвесторов защищаются законами РЛ.
Система государственных гарантий инвестиционной безопасности применяется к субъектам предпринимательской деятельности, ведущим экономическую и предпринимательскую деятельность, а также иную деятельность в СЭЗ. Государство гарантирует субъектам предпринимательской деятельности право ввозить в СЭЗ и вывозить из СЭЗ и РЛ капитал и прибыль.
Субъектам предпринимательской деятельности гарантируется право собственности на 100% активов предприятия, действующего в СЭЗ. Условия инвестирования капитала или существование инвестиций не должны меняться в течение пяти лет с момента начала инвестирования для тех инвесторов, которые инвестировали капитал, принадлежащий им на праве собственности в соответствии с порядком и условиями, которые установлены в момент действия соответствующего закона.
Иностранные инвесторы имеют право переводить законно заработанный доход (прибыль) за границу без ограничений. Иностранным инвесторам дозволяется брать доход (прибыль) или ее часть в форме товаров, купленных на внутреннем рынке, или реинвестировать их в экономику РЛ.
Обзор подготовлен Центром стратегических разработок при Правительстве Российской Федерации.