Свободные зоны в Румынии
В Румынии к категории зон с особыми экономическими режимами относятся свободные зоны (СЗ).
Основные акты, регулирующие правовой режим свободных зон
Закон 1992 г. N 847 "О режиме свободной зоны", Закон 1997 г. N 1417 "О Таможенном кодексе", Закон N 414/2002 в части ставок налогов на прибыль, Постановление Правительства 1994 г. N 6827 "О концессионной деятельности".
Понятие свободных зон. Порядок создания
Любая территория Румынии может быть объявлена свободной зоной, если это обосновано ее географическим положением, а также с экономической и социологической точки зрения.
Свободные зоны являются частью государственной территории Румынии, и на них распространяется национальное законодательство. Свободные зоны должны быть четко отделены и огорожены от остальной территории государства либо забором, либо естественными границами, как-то: вода, водный путь. Морские или речные суда, находящиеся у причалов свободных зон, считаются находящимися на территории свободной зоны и подчиняются специальному законодательству.
Создание и территориальное обособление свободных зон, а также таможенные и эмиграционные органы, прикрепленные к ним, определяются Правительством по предложению соответствующих центральных или местных органов государственной власти.
Открытие каждой новой зоны, а также выделение средств для осуществления таможенного и пограничного контроля осуществляются на основании соответствующего постановления Правительства.
Организацией в рамках Правительства, призванной координировать вопросы создания и функционирования свободных зон, является Генеральная дирекция свободных зон Министерства транспорта, строительства и туризма.
Управление свободными зонами
Управление и использование свободных зон осуществляются их администрациями, которые создаются и действуют как национальные компании или корпорации в зависимости от ситуации, в соответствии с законом. Государство, представленное Министерством транспорта, является единственным акционером или держателем контрольного пакета долей во вновь созданных национальных компаниях или корпорациях. Устав компании устанавливает пределы компетенции администрации зоны в соответствии с положениями закона и законодательством о коммерческих организациях, действующим на момент их создания.
Координацию деятельности Администрации свободной зоны осуществляет Орган управления свободной зоны, действующий как публичное учреждение под эгидой Министерства транспорта.
Создание и компетенция Органа управления свободной зоны устанавливаются постановлением Правительства. Орган управления, наделенный полномочиями, переданными ему Министерством транспорта, выполняет функции государственного органа; его финансирование осуществляется за счет выдачи лицензий на осуществление предприятиями и администрациями деятельности в свободных зонах, а также за счет технической поддержки и консультирования, одобрения обзоров и документации.
Деятельность в свободных зонах Румынии. Порядок доступа для ведения деятельности
Инвестировать в свободные зоны могут как юридические, так и физические лица. Деятельность в СЗ осуществляется на основании контракта, заключаемого с Администрацией зоны. При этом контракт может предусматривать либо концессионирование, либо аренду имущества, необходимого для осуществления деятельности.
В соответствии с Постановлением Правительства 682/1994 выбор концессионера осуществляется на основе открытых торгов с предварительным отбором кандидатов. Торги проводятся Администрациями зон периодически, но при желании потенциального инвестора взять в концессию большой земельный участок он может заявить об этом, не дожидаясь очередных торгов. Концессионирование и сдача земли в аренду в соответствии с законодательством не освобождаются от уплаты НДС. Порядок концессионирования устанавливается Методическими указаниями Министерства транспорта. Период концессии не может быть более 50. Его длительность устанавливается с учетом инвестиционного потенциала и особенностей деятельности инвестора.
Для осуществления деятельности в свободных зонах необходимо также оформление платной лицензии, выдаваемой Органом управления свободной зоной с соблюдением принципов конкуренции на 1, 3, 6 или 12 месяцев. Орган управления может частично делегировать свои полномочия по выдаче лицензий Администрации свободной зоны. Стоимость лицензии в зависимости от срока ее действия и предусмотренного в ней вида деятельности составляет от 200 дол. США (складирование, срок 1 мес.) до 4000 дол. США (производство, срок 12 мес.). В СЗ может осуществляться любая производственная, торговая деятельность и деятельность по оказанию услуг, разрешенная законом. В частности, производство, переработка, упаковка, маркировка, проверка, измерение, сортировка, экспертиза, купля-продажа товаров, организация выставок, биржевых и банковско-финансовых операций, оказание внутренних и зарубежных транспортно-экспедиторских услуг, концессионирование земельных участков, аренда земли, зданий и сооружений, строительство объектов как промышленного и финансового назначения, так и отелей, предоставление, фрахтование и снабжение судов и других портовых средств.
Здания в свободной зоне не могут использоваться как жилища. Помещения, предназначенные для персонала, работающего в свободной зоне, используются исключительно для охранной деятельности, столовых, ресторанов, отелей и офисов.
Льготы, предоставляемые в свободных зонах Румынии
Для привлечения инвесторов (в основном расчет строился на привлечение крупных иностранных инвестиций) в СЗ действует ряд льгот и преимуществ:
- установление налога на прибыль в размере 5% в отличие от действующей в стране нормы 25%;
- освобождение от уплаты НДС и акцизов при операциях внутри СЗ, между зонами и экспорте произведенных в зонах товаров;
- освобождение от уплаты таможенных платежей на средства транспорта и товары иностранного происхождения, предназначенные для использования в свободных зонах;
- освобождение от уплаты таможенных пошлин на румынские материалы, используемые при строительстве и реконструкции объектов внутри свободных зон;
- освобождение от уплаты таможенных пошлин на поставляемые в свободные зоны румынские материалы и принадлежности, используемые при производстве товаров инвесторами;
- освобождение от уплаты таможенных пошлин на товары, транспортируемые из одной зоны свободной торговли в другую;
- освобождение от уплаты таможенных пошлин при экспорте произведенных на территории СЗ товаров;
- ведение законных финансовых операций в зонах в свободно конвертируемой валюте, акцептованной Национальным Банком Румынии; - возможность репатриации прибыли и капиталов;
- возможность выплаты заработной платы иностранному персоналу как в леях, так и в валюте.
В настоящее время в Румынии существует шесть свободных зон, расположенных в районах крупных морских и речных портов и транспортных узлов. 15 апреля 2003 г. в Румынии создана СЗ в порту Констанца (свободный порт).
Режим "свободного порта" предусматривает введение следующих мер:
- отмена таможенного декларирования товаров иностранного происхождения, ввозимых в порт или находящихся в порту, которые подлежат дальнейшему вывозу из страны; декларированию подлежат только товары, предназначенные для ввоза в страну;
- отмена требования о предъявлении таможенным властям разрешения на перегрузку в зоне свободного порта с одного транспортного средства на другое;
- отмена требования заполнения таможенного формуляра при входе в порт и выходе из него официально зарегистрированного румынского или иностранного транспортного средства, как коммерческого, так и личного;
- освобождение от уплаты импортных таможенных пошлин на оборудование, установки, контрольно-измерительную аппаратуру, транспортные средства (за исключением легковых автомобилей), средства перегрузки, маркировки, складирования, использующихся для обеспечения навигации, контроля транспортных потоков, защиты окружающей среды непосредственно в зоне свободного порта.