» » В мире функционирует больше тысячи особых экономических зон, в России же их развитию, как всегда, мешают «национальные особенности»//О. Гольдберг, Интернет-издание ДВ-РОСС, 12.08.2011

В мире функционирует больше тысячи особых экономических зон, в России же их развитию, как всегда, мешают «национальные особенности»//О. Гольдберг, Интернет-издание ДВ-РОСС, 12.08.2011

Автор: rosez от 12-08-2011, 12:43
Морских портовых открытых экономических зон (ОЭЗ) в России сегодня две: в порту Советская Гавань в Хабаровском крае и в порту Мурманск в Мурманской области. Они получили статус с разницей почти в год: постановление о создании ПОЭЗ в Советской Гавани подписано 31 декабря 2009 года, в Мурманске – 12 ноября 2010 года. И хотя Совгавань получила право на этот статус в ходе конкурса ещё в середине 2008 года, а Мурманск добился, чтобы его случай был признан исключительным совсем недавно, особых сдвигов в организации строительства ни на Дальнем Востоке ни на Севере не наблюдается.

Ольга ГОЛЬДБЕРГ

Закон об особых экономических зонах – территориях с благоприятным для бизнеса налоговым и таможенным режимом – появился в России в 2005 году. Согласно ему российские регионы могли подавать заявки на создание ОЭЗ, обосновав её целесообразность и эффективность для решения задач федерального, регионального и местного значения. С 2007 года на законодательном уровне появилась возможность создания ОЭЗ портового типа.

Первые годы отбор заявок на создание ОЭЗ проводился на конкурсной основе. Так, в 2008 году на конкурсе победили 3 заявки из 20 на право создания портовых ОЭЗ: две – аэропортового типа в Красноярске и Ульяновске и одна – морского типа в порту Советская Гавань.

В конце 2009 года в закон об ОЭЗ были внесены поправки, гласящие, что Правительство Российской Федерации «в исключительных случаях» может назначать ОЭЗ без проведения конкурса по отбору заявок. Это не намного, но активизировало процесс создания ОЭЗ: сразу получили статус ОЭЗ в Тольятти, на острове Русский, в Мурманской области, ОЭЗ промышленно-производственного типа «Титановая долина» и другие. Если осенью 2010 года в России было 17 ОЭЗ, то весной нынешнего года – уже 24. В них зарегистрировано 257 резидентов (инвесторов).

Однако в двух ПОЭЗ морского типа в Советской Гавани и Мурманске, утвержденных постановлениями Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 года и от 12 ноября 2010 года соответственно, дела продвигаются очень медленно. Кроме того, федеральная власть в нынешних условиях пытается переложить на плечи инвесторов и создание портовой инфраструктуры, что ранее относилось к обязанности государства.

КОНЦЕПЦИЯ ПОЭЗ «СОВЕТСКАЯ ГАВАНЬ»

«Первое время после подведения итогов конкурса 2008 года по отбору заявок на создание ПОЭЗ работа велась активно, – вспоминает генеральный директор ЗАО «Советско-Гаванский морской торговый порт» Дмитрий Масловский. Представители действующего тогда Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами (РосОЭЗ) приезжали в порт, изучали обстановку. Но потом случился мировой финансовый кризис, и процесс резко затормозился. Бюджетное финансирование новых проектов, к которым относилась и ПОЭЗ «Советская Гавань», было заморожено.

В октябре 2009 года Федеральное агентство по управлению ОЭЗ было упразднено, его функции поделили между департаментом ОЭЗ и проектного финансирования Минэкономразвития и Управляющей компанией «Особые экономические зоны» (открытое акционерное общество со 100%-ным государственным участием). В передаче и приёме дел между ведомствами прошёл 2010 год. И лишь с 2011 года вновь открыто федеральное финансирование.

Средства были направлены на то, чтобы разработать концепцию зоны, то есть план её формирования и развития. За право работать над этим документом боролись крупнейшие международные консалтинговые компании. Победил в конкурсе японский «Исследовательский институт Номура» вместе со своим официальным субподрядчиком ООО «Финансовый и организационный консалтинг» (ФОК), консультировавший администрацию Хабаровского края ещё при подготовке конкурсной заявки. Российские специалисты писали российскую часть концепции, японцы занимались всем, что связано с внешним рынком и зарубежными странами.

В мае этого года проект концепции утвержден Минэкономразвития России и правительством Хабаровского края. Следующим шагом намечено формирование архитектурно-планировочных решений зоны, создатели которых также будут выбраны в результате конкурса среди проектировочных компаний. После разбивки территории на основании этих данных резиденты смогут планировать подключение своих объектов к различным сетям и проводить изыскания и проектирование.

Общая площадь ПОЭЗ «Советская Гавань» составит 4,5 квадратных километра на восточном берегу залива Советская Гавань. Здесь намечено создание железорудного терминала для перевалки руды с месторождения Куранах и Гаринское (построит главный резидент зоны компания Aricom вместе с дочерним ЗАО «Советско-Гаванский морской торговый порт» входит в ГК «Петропавловск»), строительство нефтеналивного терминала и мощностей по перевалке древесины (ООО «Добыча нефти и Поиск минеральных ресурсов») и зернового терминала мощностью 2 миллиона тонн в год (ОАО «Росагроснаб).

Проект концепции предусматривает, что грузооборот морского порта Совгавань к 2015 году превысит 5 миллионов тонн, а к 2020 – 25 миллионов тонн. Для сравнения: в 2010 году грузооборот порта Совгавань составил 405,7 тысячи тонн.

Смоделировав бизнес-процессы потенциальных резидентов зоны, компания ФОК пришла к выводу, что суммарная ежегодная выручка от реализации товаров и услуг, произведённых в ПОЭЗ, к 2030 году может составить 84 миллиарда рублей, а в бюджеты всех уровней за эти годы будет отчислено 113 миллиардов рублей.

Вложения тоже внушительны. Проект потребует только от государства инвестирования более 50 миллиардов рублей, а всего вместе с федеральными, региональными, муниципальными, частными деньгами и средствами ОАО «РЖД» до 2030 года нужно будет затратить 116 миллиардов рублей. Почти половина этих средств уйдёт на строительство инфраструктуры, которая должна быть создана к 2020 году.

СОСТОЯНИЕ ДЕЛ В СОВГАВАНИ

Пока же инфраструктура является сильным сдерживающим фактором развития ПОЭЗ. Генеральный директор ЗАО «Советско-Гаванский морской торговый порт» Дмитрий Масловский говорит: «Пропускная способность Байкало-Амурской магистрали низкая и не соответствует заявленным для ОЭЗ объёмам грузов. Чтобы обеспечить нужную пропускную способность, необходим так называемый БАМ-2. Проект подразумевает строительство второго пути на однопутном сейчас БАМе и его полную электрификацию. Эти мероприятия оценивают сегодня в 1 триллион рублей. Кроме того, согласно Закону о железнодорожном транспорте в Российской Федерации и следуя давно сложившейся практике, РЖД делает собственные инвестиции только в модернизацию сети, а строительство новых путей должно вести государство, после чего передавать построенные пути в уставной капитал ОАО «РЖД». В ближайшей инвестиционной программе названных средств не учтено».

Между тем, резиденту для того, чтобы спроектировать и построить свое предприятие, нужно получить так называемые технические условия от всех сетедержателей, в том числе от РЖД. Соответственно, если железная дорога не имеет возможности привезти заявленный резидентом объём груза, то она не может выдать технических условий. И здесь Д. Масловский обращает внимание на следующее обстоятельство: «В Законе №116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» указано, что государство выдаёт технические условия на подключение резидентов к инженерно-техническим сетям. Но сегодня нам говорят, что к инженерно-техническим сетям относится всё что угодно, только не железная дорога. Развитие бизнес-проектов тормозится транспортной инфраструктурой. Инвесторы не будут вкладывать деньги, не имея гарантии, что груз к ним приедет».

Вопрос с железной дорогой животрепещущий и по другой причине. «Полномочия Управляющей компании действуют только внутри территории зоны, в том числе в части подключения резидентов ко всем сетям и коммуникациям, – говорит Д.Масловский. – Но, во-первых, ОАО «ОЭЗ» не поручили функций работы с РЖД, а во-вторых, непонятно, кто тогда отвечает за небольшой участок между железнодорожной магистралью и путями необщего пользования внутри зоны? В ОАО «ОЭЗ» сами видят эту проблему и ставят вопрос в Минэкономразвития».

Справедливости ради стоит сказать, что с перечисленными проблемами сталкиваются не только резиденты «Советской Гавани». У других такие же заботы. Поэтому заинтересованные инвесторы ОЭЗ могли бы объединиться и решать вопросы совместно. В этом преимущество особых экономических зон, считает Д. Масловский.

ПОЭЗ В МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

То обстоятельство, что была узаконена возможность получать статус ОЭЗ без конкурса, очевидно связана с лоббизмом. После того, как Минэкономразвития предложило создавать в России ОЭЗ, другое ведомство, Минрегионразвития подало в правительство законопроект, предусматривающий полномочия губернаторов по определению в своем регионе точек роста, то есть, по сути, создание таких же ОЭЗ, только не федерального, а регионального значения.

И хотя этот законопроект не прошёл, бесконкурсная система появилась на законном основании. Единственная разница: ОЭЗ, созданные на конкурсной основе, могут рассчитывать на федеральное финансирование, а назначенные вне конкурса – только на региональное.

«На самом деле это деление условно, – считает гендиректор Совгаванского МТП. – Например, без конкурса создана «Титановая долина», где разместило свои производства государственное предприятие федерального значения «Корпорация «ВСПО-АВИСМА». А крупнейший потенциальный резидент Мурманской ПОЭЗ – это наполовину государственный «Газпром». То есть компании и так имеющие федеральное финансирование».

В то же время перед такими «гигантами» стоят и соответствующие их масштабам и затратам задачи. Очевидно, что, например, амбициозный проект «Комлпексного развития Мурманского транспортного узла», предполагающий строительство нефтяного, контейнерного, угольного терминалов, терминала по перевалке генеральных грузов, отрезка железнодорожной ветки и логистического центра, а также неразрывно связанный с освоением Штокмановского газоконденсатного месторождения флагманского проекта нефтяников и администрации области, гораздо быстрее и проще реализовать в благоприятных экономических условиях, предоставляемых ОЭЗ.

В регионе ожидают получить около 150 миллиардов рублей частных инвестиций. Среди потенциальных инвесторов Мурманского транспортного узла (МТУ) называют угледобывающую компанию «Кузбассразрезуголь» и холдинг «Сибирский деловой союз», в который входит 60 компаний различного профиля.

Кроме того, из федерального бюджета всё-таки будут выделяться деньги на создание объектов федеральной собственности. Ведь проект «Комплексное развитие Мурманского транспортного узла» в рамках федеральной целевой программы модернизации транспортной системы никто не отменял, и в нём учтены 50 миллиардов федеральных рублей на комплексное развитие инфраструктуры МТУ.

Правительство Мурманской области всячески педалирует процесс развития ОЭЗ. Областным министерством экономического развития разработан комплексный план мероприятий по созданию ПОЭЗ, сформированы экспертный и наблюдательный советы (в последний вошёл губернатор Мурманской области Дмитрий Дмитриенко), определены границы территории зоны.

Тем не менее, эту работу можно назвать лишь предварительной. По словам генерального директора Арктического центра подготовки специалистов нефтегазовой отрасли Ольги Буч, пока «не выстроен механизм взаимодействия резидентов портовой экономической зоны, нет нормативно-правовой базы, которая бы обеспечивала работу ОЭЗ, показывала бы преимущества нахождения резидентов в этой зоне».

Действительно, даже на сайте минэкономразвития Мурманской области в разделе «Портовая особая экономическая зона» можно найти лишь правовые нормативные акты: постановление о создании ОЭЗ и о наблюдательном и координационном советах. Раздел «Информация» вообще не заполнен. Пока всё только в планах. Первый заместитель министра экономического развития области Елена Тихонова перечислила их: в 2011 году намечено формирование перечня резидентов, разработка концепции создания и развития ПОЭЗ, проекта планировки её территории и плана обустройства, оформление земельных отношений, формирование перечня объектов инфраструктуры, подготовка проекта закона Мурманской области «О предоставлении региональных налоговых льгот резидентам портовой особой экономической зоны».

Существуют уже, правда, проект техзадания на разработку концепции ПОЭЗ, увязанной с планами развития Мурманского транспортного узла, в том числе с архитектурно-строительной концепцией, и плана обустройства территории. Замминистра экономического развития Мурманской области Виктор Горбунов не скрывает, что при создании этого документа область использовала опыт «Советской Гавани». Следующий этап – проведение конкурса на право создания концепции, для него готовится конкурсная документация.

ПРОБЛЕМЫ…

Между тем, времени на раскачку мало. Закон предусматривает, что если в течение трёх лет после принятия постановления об организации зоны не появилось ни одного резидента или заключившие договоры на ведение работ расторгли его, то правительство закрывает зону.

Так, осенью прошлого года было досрочно прекращено существование ОЭЗ туристско-рекреационного типа «Новая Анапа», победившей в конкурсе 2006 года. Правда, ей решили придать статус туристической зоны регионального уровня. Однако, учитывая, что с момента её создания в 2007 году в Краснодарском крае так и не нашлось инвесторов, её перспективы оптимизма не вселяют.

С момента подписания постановлений о создании ПОЭЗ в Совгавани и Мурманске прошло 1,5 года и полгода соответственно. Время идёт, но ничего не создается. Резиденты ОЭЗ понимают, что процесс создания зон сложный и ещё, как говорится, необкатанный. Задействовано много управляющих и контролирующих органов, практика управления такими зонами в России минимальная либо отсутствует совсем.

Правда, в мире функционирует больше тысячи ОЭЗ, и нам можно было бы перенимать лучший зарубежный опыт. Но в России, как всегда, мешают «национальные особенности». Д. Масловский отмечает: «В нашей стране уникальные правила. Бизнесмен, который хочет построить промышленный объект, самостоятельно занимается его подключением ко всем сетям. Отсюда появляются бешеные тарифы на так называемую услугу по подключению. Правительство пытается навести в этом вопросе порядок, и выпустило в прошлом году постановление, запрещающее взваливать на потребителя эти расходы. Строящийся объект должен оплачивать только «последнюю милю», которая будет непосредственно его запитывать».

Любопытно, что на официальном сайте Минэкономразвития России содержится гораздо более оптимистичная информация. В разделе «Особые экономические зоны» в качестве одной из преференций для резидентов названа готовая инфраструктура: «Инвесторам предоставляется земельный участок, к которому подводятся все инженерные сети: тепло, электричество, газ, вода, телекоммуникации и т.д. Учитывая, что, как правило, инвесторы особых экономических зон не платят за технологическое подключение, предоставляемая государством готовая инфраструктура позволяет существенно снижать издержки на создание новых предприятий, а также экономить время».

В то же время управляющие и контролирующие органы, отвечающие за развитие ОЭЗ, словно лихорадит. В очередной раз сменилось руководство в ОАО «Особые экономические зоны». В Комитете Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству уволен начальник группы, ответственной за развитие ОЭЗ. Грядут ли положительные изменения от этих кадровых перестановок или это всего лишь ведомственные подковёрные игры, пока непонятно. Да и высшей власти, собственно, сейчас не до наведения порядка – все заняты подготовкой к выборам…

…И РЕШЕНИЯ

Реально не хватает лиц, ответственных за деятельность государства, связанную с освоением ОЭЗ. По словам всё того же господина Масловского, сегодня ОЭЗ занимается один из заместителей министра экономического развития России, а конкретного человека, отвечающего за организацию работы по созданию ПОЭЗ в Хабаровском крае, вообще нет. Есть наблюдательный совет – сугубо совещательный орган. Есть правительство Хабаровского края, которое вносит свою лепту в наведение порядка. Но координирующего центра не существует.

«Когда действовало Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами, – говорит гендиректор порта, – я всегда знал, к кому конкретно идти со своими бедами и вопросами, при этом те люди, как представители федерального агентства обладали определенными полномочиями. А теперь есть лишь один из департаментов в Минэкономразвития».

То, что на местах для управления зонами создаются филиалы ОАО «ОЭЗ», не сильно помогает. Всё равно все запросы направляются в Москву, и потенциальному резиденту, вместо того чтобы ждать ответа в регионе, быстрее будет напрямую обратиться в центр и получить ответ.

Один из немногих положительных моментов: ОАО «ОЭЗ», понимая, что зоны разного типа имеют свою специфику и требуют различного подхода, активно сотрудничают с портовиками – консультации практиков, знающих проблемы портов изнутри и предлагающих варианты их решения, зачастую дают больший эффект, чем чиновничья переписка и бесконечные совещания по одним и тем же вопросам

Источник - Интернет-издание ДВ-РОСС, 12.08.2011
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий