Сегодня в региональном правительстве уверены, что зона будет работать до 2025 года и предоставит ее участникам значительно больший объем преференций, она сможет стать действенным инструментом привлечения в регион инвестиций, в том числе иностранных. Проекты федеральных законов «О внесении изменений в Федеральный закон «Об Особой экономической зоне в Магаданской области» и «О внесении изменений в статьи 381 и 395 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» разработаны Минэкономразвития России совместно с региональной властью и внесены в Государственную думу.
Вообще, история действия ОЭЗ в Магаданской области весьма поучительна. Сейчас, когда федеральный центр усиленно ищет новые возможности стимулирования инвестиционной активности на Востоке России, есть смысл присмотреться к тому, что уже работает и что, собственно говоря, позволило выжить территории в сложные перестроечные времена. Сегодня речь идет о развитии, и режим зоны должен отвечать этим запросам.
О новых возможностях и опыте работы ОЭЗ «Дальневосточный капитал» разговаривал с руководителем администрации Особой экономической зоны Сергеем ГРЕБЕНЮКОМ.
- Сергей Николаевич, на чем основана уверенность, что ОЭЗ в Магаданской области обретет второе дыхание?
- Законопроект внесен правительством в Госдуму. Мы очень быстро прошли все необходимые согласования, как никогда синхронно работали с министерствами, выполняя прямое поручение президента РФ. Все это дает уверенность в том, что режим ОЭЗ будет продлен до 2025 года, и он будет действенным. Зона вновь получит широкий перечень льгот, что сделает ее привлекательной для большого круга компаний, реализующих инвестиционные проекты, в том числе крупные.
Досье «Дальневосточного капитала»: В рамках ОЭЗ в Магаданской области вводились в действие льготные налоговый и таможенный режимы. Первый включал в себя освобождение от уплаты налогов, поступающих в федеральный бюджет: НДС, налога на добычу полезных ископаемых, акцизов, водного налога (с 1999-го по 31.12.2006 года), налога на прибыль, на сумму произведенных вложений в промышленность области и развитие ее социальной сферы (с 1.01.2007 года по настоящее время). В соответствии с льготным таможенным режимом иностранные товары ввозятся без уплаты таможенных пошлин, налогов и применения мер нетарифного регулирования.
Если оглянуться немного назад, то действие зоны - это история постоянной борьбы за сохранение ее стимулирующих возможностей. Она была создана в 1999 году и должна была способствовать развитию производительных сил, насыщению финансового и товарного рынков региона. И эту функцию на первоначальном этапе она успешно выполняла.
К сожалению, в последние годы Особая экономическая зона далека от той идеи, которая была при ее создании; очень сложным стал минувший год, когда у бизнеса не было уверенности, что даже те, уже значительно урезанные преференции особого режима будут сохранены. Показательна и статистика. Если в первые годы действия ОЭЗ ее резидентами стали более 400 предприятий, то в 2007 году, когда большой перечень льгот был отменен, осталось порядка 180, сегодня - всего 142 участника.
Мы сделали анализ влияния ОЭЗ на экономику региона, наши предложения - вернуться к режиму, действовавшему до 1 января 2007 года, который предусматривал освобождение ее участников от уплаты налогов в федеральный бюджет. Именно эти налоги составляют основную налоговую нагрузку для предприятий. Дополнительно, со стороны субъекта, предусмотрено освобождение от уплаты налога на имущество организаций и земельного налога в части реализации новых проектов.
- Возвращение льгот по федеральным налогам - не единственное изменение правил работы в зоне?
- В законопроекте уточняются критерии отбора участников ОЭЗ, они будут изменены. Это очень важный момент. Новые критерии для получения статуса участника Особой экономической зоны предпологают, что участник будет обязан осуществлять капитальные вложения в создание инфраструктурных проектов, развитие производства или в мероприятия по обеспечению социальной стабильности. Все остальные условия по регистрации и расположению основных фондов останутся прежними. Порядок и условия осуществления инвестиций будут закрепляться в соглашении, заключенном между администрацией ОЭЗ и предприятием.
Основное изменение при использовании льготного налогового режима - это признание утратившим силу Постановления Правительства РФ от 31.08.2000 года № 646, которое ограничивало возможности предприятий базовой горнодобывающей отрасли воспользоваться налоговыми льготами.
- В последнее время основными участниками ОЭЗ оставались торговые компании, это снижало ее значимость для экономики региона. Будет ли для них место в новом режиме?
- Торговые компании, пользовавшиеся освобождением от уплаты таможенных платежей, во многом обеспечили спокойную социальную ситуацию в регионе, сдерживая цены на потребительские товары. Без этого с нашей транспортной отдаленностью цены были бы гигантскими. В свое время мы на данную тему ожесточенно спорили с тогдашним министром экономического развития Германом ГРЕФОМ. Социальный аспект зоны просто нельзя переоценить. Было время, когда стоял вопрос жизни или смерти для территории, которую покидало население. Малый бизнес, в том числе торговый, создал большое количество рабочих мест.
Новый режим ОЭЗ устанавливает запрет на осуществление ее участниками оптовой, розничной торговли, оказания бытовых услуг, что существенно изменит отраслевой состав резидентов. Но это должно происходить плавно, поэтому для компаний, работающих сегодня в льготном режиме и получивших статус участника ОЭЗ до 31 декабря 2014 года, будут продолжать действовать особый правовой режим хозяйственной деятельности и таможенная процедура свободной таможенной зоны. Разработанный законопроект содержит указанные положения. Считается, что за пять лет предприятия должны подготовиться к работе без ОЭЗ. Это компромисс, которого нам удалось достичь в переговорах с Минэкономразвития, настаивавшем на том, чтобы вывести торговые предприятия из режима зоны.
- Кто еще не сможет быть участником зоны?
- Предусматривается, что участниками ОЭЗ не могут быть финансовые организации (кредитные и страховые), профессиональные участники рынка ценных бумаг. Под особый режим не попадают предприятия, занятые добычей нефти и природного газа, связанные с производством подакцизных товаров: топливо, алкоголь и прочее. Исключение сделано только для предприятий, производящих легковые автомобили и мотоциклы, им использовать режим ОЭЗ разрешено.
Новые правила работы в ОЭЗ нацелены на стимулирование хозяйствующих субъектов к осуществлению капитальных вложений в создание и развитие инфраструктурных проектов, развитие производств. С этим связано будущее территории. Но и мероприятия по обеспечению социальной стабильности не останутся в стороне. Режим ОЭЗ позволяет создать правовое пространство для развития всех отраслей экономики региона в комплексе, что выгодно отличает его от всех иных форм поддержки. Суммы экономии средств, благодаря налоговым и таможенным преференциям, могут обеспечить инвесторам конкурентные условия. А Магаданской области - развитие и социальную стабильность.
Источник - Дальневосточный капитал