В России может быть объявлен первый конкурс по созданию особых экономических зон полностью за счет частного капитала. Об этом "РГ" сообщил руководитель Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами (РосОЭЗ) Андрей Алпатов.
Сейчас все расходы на создание инфраструктуры ОЭЗ берет на себя государство - федеральный и региональные бюджеты. И на этих принципах в России уже создается 13 экономических зон. Но, по мнению Алпатова, их должно быть не менее сотни. Понятно, все зоны государство не может взять "на довольствие". Так что будущее - за ОЭЗ полностью "частного типа" - от строительства дорог и объектов до выпуска продукции.
Этот разговор состоялся в кулуарах XI Инновационного международного форума в Томске. Он собрал почти тысячу участников, которые искали ответ на вопрос "Как перестроить страну на рельсы инновационной экономики, чтобы уже через 12 лет главной статьей экспорта России были не нефть, лес и алмазы, а новые конкурентоспособные технологии, приборы, материалы?".
По словам Алпатова, в ноябре его ведомство представит в мин-экономразвития конкретные предложения относительно новых моделей финансирования и управления особыми зонами. Как полагает чиновник, впоследствии федеральное агентство вообще может устраниться от прямого руководства ОЭЗ, а всю власть передаст регионам. А еще лучше, предположил Алпатов, советам ОЭЗ, то есть саморегулируемым организациям, в которые входят компании - резиденты зоны.
Кстати, замминистра экономического развития Олег Савельев, который сегодня курирует в министерстве процесс развития ОЭЗ, косвенно поддержал коллегу. Он акцентировал внимание на том, что на первом этапе задача государства - быть спонсором и создать условия для запуска режима преференций в особых экономических зонах. А потом уж пусть сам бизнес разбирается, как ему выгоднее работать. "Я бы не хотел, чтобы судьба резидентов особых зон зависела от минэкономразвития", - резюмировал Савельев.
При этом представители власти уверены, что бушующий сегодня мировой финансовый кризис не повредит процессу создания ОЭЗ в России. Как пояснил Андрей Алпатов, в особые экономические зоны направляются прямые финансовые инвестиции из федерального и региональных бюджетов, и ограничений не предвидится до 2011 года. Временные затруднения, по его словам, могут возникнуть у девелоперских компаний, которые до сих пор активно интересовались строительными проектами в зонах. Им будет непросто взять кредиты. Однако 100 гектаров земли посредине "чистого леса" в Томской области государство все же надеется отдать девелоперам под строительство жилья, больниц, бульваров, ресторанов, театров. Здесь на южной площадке особой экономической зоны технико- внедренческого типа пока построен только суперсовременный центр инноваций и технологий. Как сказал губернатор Томской области Виктор Кресс, это будет целый город для умных и небедных, потому что эти понятия в наукоемких производствах неразрывны. И в пример привел 500 обычных научно-внедренческих компаний, которые сегодня работают в регионе. Их работники в среднем получают по 100-150 тысяч рублей в месяц.
В Томскую особую экономическую зону уже вошли 22 резидента. До конца года, считают в РосОЭЗ, "прописку" получат еще как минимум 20 научно-производственных компаний. Обслуживать резидентов в режиме "одного окна" уже готовы 17 служб, оказывающих разнообразные услуги.
"Все они поведут бизнес за руку. Ведь в особых зонах создается упрощенный режим взаимодействия власти и предпринимателей", - сообщил Алпатов. В пример он привел скорость подписания договора аренды земельного участка на строительство многоэтажного корпуса в технико-внедренческой зоне в Дубне. Благодаря "одному окну" компания оформила его, не выходя из зоны, всего за 45 дней. Как правило, подобный процесс согласований в России пока длится не менее полутора лет.
Сверхзадача инновационной экономики - получить так называемый синергетический эффект, когда 2 плюс 2 - не 4 и даже не 6, а восемь, пояснил один из инвесторов на форуме. Как пошутил член экспертного совета РосОЭЗ Александр Галицкий, завсегдатай международных "силиконовых долин" и владелец венчурной компании, ресторанное меню дополнить местным фирменным блюдом "Борщ инновационный". То есть превратить такие нематериальные вещи, как человеческий интеллект, знания и научный талант, в высокодоходный товар. Между тем, по мнению Галицкого, 37 резидентов в одной особой экономической зоне, пусть и только начинающей свой путь, - это капля в море. Кроме того, он выразил большое сомнение в том, что все они выживут. На самом деле, считает эксперт, чтобы оправдать процесс создания особых экономических зон технико-внедренческого типа, через каждую должны потоком проходить не 37 и не 100, а тысячи компаний-резидентов. "Для инвесторов эти компании сравнимы с рудой, - говорит Галицкий, - из 1000 компаний отсеивается 100, затем остается 10. А инвестиции идут из расчета на две-три компании, из которых действительно можно вырастить гениев высоких технологий мирового класса, таких как "Майкрософт" или "Гугл". Кроме того, в ОЭЗ, по его мнению, наряду с мелкими должны приходить крупные компании и госкорпорации типа "Роснанотех", которые бы понимали мировой рынок технологий, глобальную конкуренцию и тем самым "задавали правильные вектора" развитию особых зон.
В ответ глава РосОЭЗ Андрей Алпатов заметил, что тоже допускает крах отдельных резидентов. Однако добавил, что и "путь ошибок надо пройти". По прогнозам самого Алпатова, только к 2015 году в российских ОЭЗ зарегистрируется более тысячи компаний-резидентов, в которых будут работать 140 тысяч человек. А точкой успеха будет считаться время, когда компании-резиденты построят в 10-20 раз больше зданий и лабораторий, чем государство, и будут производить продукцию с высокой добавленной стоимостью на триллионы рублей.
Обострил дискуссию заместитель главы госкорпорации "Роснанотех" Андрей Малышев. Он считает, что не только бизнес не сориентирован на высокотехнологичные проекты, но не готовы работать в области коммерциализации разработок и сами инновационные сообщества. "Уровень многих научных разработок, которые можно использовать для производства новой продукции, низок и способен удовлетворить лишь на треть инвесторов", - констатировал он. К тому же, по его словам, "Роснанотех" испытывает сильные затруднения в коммерциализации имеющейся интеллектуальной собственности из-за недостатков законодательства.
Малышев затронул самую болевую точку, связанную с переходом экономики на инновационные рельсы. Во-первых, по словам Малышева, сегодня обладатели передовых разработок - в основном академические институты. Но так как все они являются госучреждениями, то не имеют права продавать свои идеи. "Вне закона" и все бюджетные университеты страны, в стенах которых зарождаются самые смелые инновационные идеи и фантастические проекты. Сегодня они не наделены правом создавать малые внедренческие компании.
Еще более категоричен был председатель Комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству Евгений Федоров. Он заявил, что сегодня экономика России не производит инновации вообще. Рынок оборота, на котором вращаются так называемые нематериальные активы, полностью отсутствует. "Вся наша наука, все творческие люди производят не технологии, а только сырье в виде знаний. Большинство работают за иностранные гранты. Западные компании берут наработки наших специалистов, потребляют и регистрируют их на своих рынках интеллектуальной собственности, - негодовал Федоров. - Четверть американских технологий, которые формируют 50 процентов их экспорта, созданы выходцами из России".
Вывод один: чтобы строить инновационную экономику и зарабатывать на продаже технологий, сначала надо защитить интеллектуальную собственность законом. Ведь даже госкорпорация "Роснанотех", сообщил Федоров, во избежание неопределенности с защитой прав инвесторов при сделках с нематериальными активами, зарегистрирована сегодня не в России, а в Голландии.
Необходимо с чистого листа писать всю законодательную модель инновационного экономического развития, уверяет Федоров. Чтобы "запустить" рынок инноваций в России и закрыть законодательную брешь, требуется принять как минимум до 20 законов, поддержал коллегу заместитель председателя Совета Федерации Дмитрий Мезенцев. Пока же, по их словам, правительство внесло в Госдуму три законопроекта. В этом пакете - проекты законов об инновационной деятельности, передаче технологий, о патенте и патентных поверенных. Прорыв ожидается с принятием закона о патенте. "Закон будет не о том патенте, который можно внедрить, а о патенте, который можно оценить по международным критериям и продать, - пояснил Федоров. - При этом стоимость патента не может быть оценена в 8 тысяч рублей, в то время как в Германии он стоит 40 тысяч евро".
Впрочем, все эти проблемы пока не мешают формированию первых островков инновационной деятельности - в особых экономических зонах. Но чтобы они могли заработать в полную силу и новая экономика стала лидером по всей стране, откладывать решение этих вопросов в долгий ящик больше нельзя. Ведь помимо законов, заметил Федоров, необходимо вырастить новые кадры, переучить свыше 20 миллионов человек - оценщиков, нотариусов, инженеров, финансистов, топ-менеджеров. Президент Ассоциации инженерного образования России профессор Юрий Похолков предложил в рамках президентской программы "Кадровый резерв" создать национальный регистр интеллектуальной элиты технического образования. И таких специалистов исключительной компетенции, способных одновременно к лидерству, творчеству и предпринимательству, обучать по опережающим программам во всех вузах страны. Один такой специалист, по подсчетам Похолкова, может сэкономить компании до 1,5 миллиона долларов, предложив оригинальную научную идею или модель развития бизнеса. В разговоре с корреспондентом "РГ" профессор назвал несколько сырьевых компаний, которые эти "выдающиеся умы" уже "применили" в деле.
Татьяна Зыкова
ТОМСК - МОСКВА
Справка "РГ"
К 2015 году, по данным РосОЭЗ, российские особые экономические зоны произведут продукции с высокой добавленной стоимостью на 5 триллионов рублей. Общий объем инвестиций к тому времени составит 720 миллиардов рублей. Из них 500 миллиардов рублей будут частными.
На 1 августа 2008 года в России образовано 13 особых экономических зон, в том числе 4 технико-внедренческие зоны, 2 промышленно-производственные и 7 туристско-рекреационных.
Источник - "Российская газета" - Федеральный выпуск №4780 от 24 октября 2008 г.